«Точка зрения». Марина Шишкина - о кодексе этики и дресс-коде для чиновников

Российское правительство решило ввести кодекс этики для чиновников, а также дресс-код. По мнению наших властей, госслужащий должен быть идеален не только внутренне, но и внешне. Своя точка зрения на инициативу есть у Марины Шишкиной.

Наше правительство занято чрезвычайно важным делом - пишет кодекс этики и служебного поведения госслужащих. Это решительная попытка  заставить нас испытать к ним  новую волну уважения и восхищения.

Сами подумайте, согласно проекту, чиновники должны быть чисто выбриты и аккуратны, уважать журналистов и не участвовать в коррупции. Еще с их костюмов должны быть сняты метки, указывающие на бренд. То есть на производителя этого костюма. Отдельным абзацем хотят прописать, что физические параметры слуги народа не должны быть слишком масштабными, в смысле тучными. Чтобы свои обликом не раздражать, а наоборот, формировать положительный образ носителя власти.  Подтянутый и одетый в костюм безымянного производства, вежливый и незаносчивый чиновник, таким образом, должен стать  примером государственного мужа.

Боже, как бы я хотела верить, что новая одежка и стрижка  изгонят коррупцию и взятки, лень и глупость, семейственность и чванство, то есть все то, что так характерно для чиновников всех мастей. Наверно, также неистово верил  гоголевский Акакий Акакиевич в волшебную силу шинели, в неразрывную  связь службы и формы. И считал, что надев ее, он попадет в число избранных.

Все-таки зря я иронизирую. Буржуазных меток на одежде государственных служащих, как и самой одежды не нашего производства стеснялись и в 20-х годах прошлого века, после Октябрьской революции. Многие возмущались тем, что представители рабоче-крестьянского государства рядятся в буржуазные одежды. Предлагалось заменить их на черные тужурки с красным кантом,  черные брюки и фуражку. И даже советские дипломаты не должны были рядиться во фраки и цилиндры.

С моей точки зрения,  физические параметры человека уж точно не могут быть предметом обсуждения ни в каком этическом кодексе. Так,  премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль при своей тучности занял место одного из лучших  политиков 20 века. При этом до 50 лет играл в поло, и лишь на 9 десятке завершил занятия верховой ездой.

И раздражает людей не вес чиновника, а их тупость и алчность. И если вдруг новый этический кодекс запретит им употреблять названия иностранной валюты в публичных выступлениях, это совсем не означает, что кое-кто из них будет меньше воровать.

По мне же, пусть чиновник будет лысоват и с брюшком, меня также не смущает марка его костюма – самое главное, чтобы в подъездах было чисто, трубы не рвались, транспорт ходил регулярно. А еще, чтобы был честный суд, который наказал бы чиновника за хамство и алчность вне сословий и связей.