Чем нынешний КВН отличается от того, что был 10 лет назад (Город)

Петербургская команда «Факультет Журналистики» прошла в четвертьфинал Высшей лиги КВН. В системе КВН уже это считается большим достижением (впрочем, в прошлом году команда дошла до финала и стала серебряным чемпионом лиги).

 

 Первый состав «Факультета Журналистики» собрался пять лет назад. Теперь в команде уже не студенты, и факультет журналистики СПбГУ к ней не имеет отношения, но название осталось прежним. Online812 выяснял у четырех участников команды (Шура, Александр, Михаил и Сергей), сколько денег надо, чтобы попасть в Высшую лигу КВН и над чем там шутить можно, а над чем нельзя.

- Ваша команда появилась на факультете журналистики СПбГУ, но теперь вы уже не студенты. Со студенческих времен состав команды сильно изменился? 
Шура: Довольно сильно. На факультете много соблазнов, многие ушли заниматься чем-то еще, из первого состава остались только мы с Сережей. Потом  в команде появился Михаил. Его появление – это судьба. Мы должны были ехать играть в Рязань, у нас было еще одно место. Миша сказал, что хочет с нами, а мы долго твердили ему: «Миша, ты уверен? Это займет все твое время!» У него тогда была девушка…
Михаил: Привет ее новому парню!
Шура: Потом появился Марис, в Минске появилась Ира (вообще она из Воронежа). А в Высшей лиге с нами дебютировал Саша Абдулаев. У Саши в КВН был самый быстрый взлет – он из лиги «Балтика» сразу перешел в Высшую лигу, в течение недели. В последней игре, 3 марта, с нами на сцену впервые вышел Женя Толстых - «наш новенький с бантом».

- И как вы попали прямо в Высшую лигу к Маслякову?
Михаил: Это все взятки.
Шура: Обычно, когда задают такой вопрос, нам все заговорщически подмигивают! Никаких взяток, все очень просто, каждый может попасть в Высшую лигу. 

- И что - никакие деньги для этого не нужны?
Шура: Нужны, надо много вкладывать в себя: тратить деньги на переезд, на проживание, на еду и так далее. Наиболее работоспособна та команда, у которой лучше условия. На это и нужны деньги - чтобы было комфортно. Кроме билетов и проживания, нужно еще оплачивать реквизит для конкурсов или, например, команду альпинистов, которая во время конкурса спустит Сережу на сцену сверху. Это все, больше не на что тратить деньги в КВН!

- Откуда вы берете деньги?
Шура: Когда все начиналось, мы  учились на факультете журналистики, на втором курсе. Мы играли в лиге «Надежда», а это самая плохая лига. После того как мы выиграли, наш декан Марина Анатольевна Шишкина сразу написала об этом в газете «Метро», и о нашей победе узнал весь город. Заголовок был: «Журналисты едут покорять Маслякова»! А лига была самая плохая, какие только есть! И мы пошли на прием к Марине Анатольевне - нам нужны были деньги для участия в Сочинском фестивале, чтобы доехать и поселиться в гостинице. Она помогла нам, выдела сумму, которая нам была нужна. И мы поехали. А после фестиваля мы участвовали в Рязанской лиге, где сразу стали вице-чемпионами.

- А сейчас кто вам помогает?
Шура: Марина Анатольевна, она теперь депутат ЗакСа, и Комитет по молодежной политике. Каждый год нам выделяют из бюджета определенную сумму на проживание, проезд, автобусы с болельщикам и так далее.

- Откуда берутся в Высшей лиге КВН новые команды? Из вузов?
Михаил: В основном да, в университете легче всего собраться.
Сергей: Вообще есть два типа команд: банды и проекты. Банды - как мы - это люди, которые вместе очень долго играли. А бывают проекты, где чей-то мозг, чья-то воля и чей-то бюджет собирает профессионалов, и они играют. Таких тоже много - например, команда КВН «СОК», чемпион Высшей лиги 2011 года.

- А как сложился образ у вашей команды - вы выступаете как петербургские интеллигенты?
Михаил: Это как-то само собой складывается - мы же из Петербурга! Хотя петербуржцев у нас всего двое.
Шура: Но Петербург, по нашим представлениям, должен быть представлен именно так.
Михаил: Хотя есть много питерских команд, которые вообще не похожи на нас, - они по стилю как Пятигорск.

- О чем вы не позволяете себе шутить? 
Михаил: Это нам подсказывает реакция зрителя. Понятно, что некоторые шутки, которые нас веселят, нельзя показать по телевизору.  Случается, что звучит излишне жесткая шутка – и мы видим, что зритель не знает, как реагировать. Значит, лучше отказаться от такой шутки, она нам не подходит.

- А о чем разрешают шутить на Первом канале?
Шура: Обо всем, что смешно и актуально.

- Вы хотите сказать, что никаких ограничений Первый канал  не накладывает? 
Шура: Нет, главное, чтоб смешно было.

- Говорят, что КВН для Первого канала записывают дважды. 
Шура: Нет, один раз. Записывают еще генеральные репетиции, но эти материалы редко используют. Обычно проблемы со съемкой решаются прямо на месте. Например, у Иры однажды выключился микрофон в самом начале выступления. Александр Васильевич сказал: «Ира, это все-таки телесъемка, переговори, пожалуйста». Она вышла и еще раз сказала. 
Михаил: Были случаи, когда при монтаже использовали телесъемку репетиции. Но это очень редко случается. Репетиции вообще не для этого снимают – просто оператор должен понять, как себя вести на передаче: в какой момент нужно снимать, а в какой можно поспать.

- Какой для вас самый сложный конкурс?
Шура: Разминка.
Михаил: Потому что мы очень любим обсудить решение.  Проблема не в том, что мы не можем быстро придумать ответ – нам просто необходимо обсудить каждый вариант в течение минут 20. К сожалению, нам дают всего 30 секунд. Так что все наши очень смешные ответы просто не доходят до зрителя! Впрочем, есть и вторая причина. Мы просто не можем придумать смешной ответ.

- Когда был конкурс стэмов со звездой, вашей звездой был Никита Джигурда. Неужели вы сами его выбрали? 
Шура: Да, сами. Каждая команда должна сама найти контакты, договориться. Некоторые звезды соглашаются только за деньги. А Никита Борисович бесплатно нам помог, он просто любит КВН и Петербург. Вообще это удивительный человек, мы все в него влюблены теперь. Все, что он делает, - это его продуманный образ. Он очень умный и правильный человек, с большими семейными  ценностями, невероятно красивой женой.

- Сценарий вы с ним вместе придумывали?
Шура: Нет, мы ему готовый предложили. Никита Борисович придумал несколько шуток прямо на репетиции - например, что он должен кричать «Чубака!» и бить себя в грудь. Он импровизировать очень любит.
Михаил: Да, вот кто создал стиль нашей команды! Многое из того, что он придумал, не вошло в стэм - мы убедили его, что не надо...
Александр: Более того, он придумал даже отдельный конкурс для КВН: после стэма нужно громко кричать жюри, что ты о них думаешь.
Шура: Был такой инцидент. Когда все выставили оценки, Анастасия Заворотнюк была единственной, кто поставил нам  тройку. Даже Александр Васильевич спросил: «Настя, а вы не перепутали оценку?» Она сказала: «Нет». И тут Джигурда закричал очень грозно: «Нааастя, я здесь!» Даже нам стало страшно, зал неистоствовал. Кто-то из команды пытался увести его, но он не хотел уходить! Это все в рамках образа. 

- Кто пишет для вас шутки? 
Шура: Все пишут! Мы сами, раньше даже заставляли администратора шутки писать.
Михаил: Иногда авторы одной команды КВН могут помогать авторам другой - это распространенная практика. И это правильно, ведь создается один телевизионный проект, и он должен быть хорошим. Правильные взрослые команды работают не только на победу своей команды, но и на хорошее качественное шоу. 

- Сейчас КВН не так популярен, как в 90-х. Замечаете?
Сергей: Потому что сейчас огромное количество комических проектов, почти на каждом канале что-то есть. А раньше был только КВН, ему пытался противостоять «Аншлаг».
Михаил: Есть и другие причины. Первая - интернет, вторая - влияние Запада. Каналы начинают покупать европейские юмористические продукты, которые на пару уровней лучше наших.
Шура: Но все равно КВН - уникальный проект. Кстати, сейчас он очень популярен среди русских за границей. Те, кто уехал из России, активно смотрят КВН и играют, потому что это российский национальный продукт. Есть даже Лига Европы - специально для таких русских.

- А кто приходит в залы смотреть КВН?
Сергей: Билеты на КВН в первый ряд дорого стоят. Есть даже такое выражение «шутить в первый ряд». В первых рядах сидят люди богемные, которые разбираются  в вопросах политики, спорта, телевидения и так далее. Поэтому умные и взрослые шутки называются шутками в первые ряды. А в Юрмале вообще парад звезд! Мы не можем назвать сумму, но в Юрмале билеты стоят как хороший легковой автомобиль. И даже дороже. Такое вот светское мероприятие.

- И зал забит?
Сергей: Да, зал на 4 тысячи человек забит битком 3 - 4 дня подряд.

- Как можно зарабатывать деньги на КВН?
Шура: Сложно, очень много сил уходит на сам процесс. Некоторые команды дают концерты, но у нас такая практика не очень развита,  потому что мы не столь популярны. Хотя и у нас скоро концерты намечаются, кстати. Зарабатывать можно, используя навыки, полученные на КВН, -  вести мероприятия, писать рекламные концепции, работать на телевидении сценаристом и так далее. Это все востребовано в Москве и Питере.

- Так а вы чем занимаетесь вне КВН?  
Шура: Про Мишу писали, что он бывший стенд-ап комик, юморист и журналист. А вообще Миша скоро откроет свой бар.
Михаил: Бар будет на набережной Фонтанки. Обычный бар в берлинском стиле, с хорошей музыкой, завтраками. Там будет все из Берлина.
Шура: А пока Миша снимает видео и проводит мероприятия разные. Например, недавно вел церемонию награждения премии «Эксперт года». Саша и Женя - профессиональные ведущие. Сережа - сценарист «Красного Квадрата» на Первом канале, а Ира работает в «Comedy Club Production». Не знаю, правда, кем, но что-то делает за кадром. В кадре нам нельзя - контракт. Я до недавнего времени была пиар-директором, но теперь занимаюсь только видео. Сейчас мы создаем свою компанию, которую скоро презентуем народу. В этой компании все эти люди из «Факультета Журналистики» будут  выполнять разные функции.

- Не будете же вы играть в КВН вечно. Что потом-то?
Александр: Нам пока запрещено об этом даже думать – у нас контракт.
Шура: КВН,  по сути, единственный масштабный телеинститут в России. Не случайно на всех каналах работают кавээнщики. И эту школу неплохо было бы пройти всем ведущим. Это лучше, чем любой факультет журналистики, по эффективности. На базе полученных в КВН знаний можно научиться снимать кино, вести мероприятия и так далее. Более того, я убеждена, что  в КВН должны играть дети во всех школах и люди во всех организациях – это помогает развивать мозг, люди сразу по-другому начинают думать. Формируется репризное мышление: ты учишься коротко формулировать мысли, задачи и решения. Чем больше людей будет играть в КВН, тем здоровее будет наша нация. А у нас следующая игра 15 апреля.

Досье

Команда «Факультет Журналистики» образовалась на факультете журналистики СПбГУ в 2008 году под названием «Вообще не смешно». После приглашения на Сочинский фестиваль название изменили на «Факультет Журналистики». В 2011 году дебютировали на Первом канале, в 2012-м стали вице-чемпионами Высшей лиги КВН.

Состав команды: Сергей Ильин, Шура Кузнецова, Михаил Колесников, Ирина Чеснокова, Рустем Имамиев, Александр Абдуллаев, Евгений Толстых.

Как устроен КВН

В общей сложности в КВН 36 официальных лиг, которые интегрированы в «АМИК» - ЗАО «Телевизионное творческое объединение «Александр Масляков и Компания»». Есть еще неофициальные лиги. Сколько их, точно никто не знает.

Попадание в Высшую лигу происходит следующим образом: на зимний Сочинский фестиваль КВН в начале каждого года собирается несколько сотен 500 команд (в последний раз было более 600) России и зарубежья, из которых отбирается 15 для соревнования в Высшей лиге КВН. Высшая лига - это те игры, которые показывают по Первому каналу. Невысшие лиги по телевидению не показывают.

Ни одна из лиг, включая Высшую, не платит кавээнщикам денег. Поэтому командам приходится искать спонсоров, которые согласились бы оплатить расходы на переезды, проживание и подготовку к игре. В Высшей лиге спонсору гарантируется показ рекламного щита и благодарности в эфире.

КВН окупается благодаря телевидению - команда, дошедшая хотя бы до полуфинала, автоматически становится популярной и может отправляться в гастроли по стране. Но во время гастролей нет возможности играть в Высшей лиге, поэтому многие, заявив себя в Высшей лиге, пропускают один год и ездят по стране. Когда популярность падает, возвращаются в лигу, чтобы напомнить о себе.

Некоторые конкурсы КВН

Приветствие - обычно самый первый конкурс, в котором участники представляют команду.

Разминка - конкурс, в котором команды за 30 секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задают ведущий, жюри, зал или другие команды.

СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры) - короткий конкурс-миниатюра. Главный принцип - на сцене не может быть одновременно более трех кавээнщиков (иногда нарушается).

Биатлон - конкурс, придуманный белорусскими кавээнщиками и принятый в Высшей лиге в 2005 году как альтернатива разминке. Участники команд по очереди «стреляют» короткими шутками - всего 3 круга. После каждого круга жюри снимает с дистанции наименее смешную команду. Конкурс продолжается до выявления победителя.

Хрусталев и другие. Как это было 10 лет назад

Одна из самых известных городских команд КВН - Сборная Санкт-Петербурга, участник трех сезонов Высшей лиги (1999, 2002, 2005). В конце 2002 года журнал «Город» писал об этой команде:

…В конце 1990-х  только две команды КВН в России были настолько популярны, что могли позволить себе ездить на настоящие гастроли - "Махачкалинские бродяги" и "Новые армяне". Петербургская сборная стала третьей. Следующие два сезона после победы в Высшей лиге в 1999 году команда не играла ни в одной лиге, а ездила с выступлениями по всей стране, давая концерты раз в два дня, а то и чаще.

«Мы тогда впервые по-настоящему почувствовали себя звездами, - говорит Виктор Васильев. - Представьте, выходишь на сцену, еще ничего не начинаешь говорить, а зал уже ревет...".

Вот тут и начались новые проблемы. Когда КВН из хобби стал способом зарабатывания денег, встал вопрос - как деньги делить? Если кто-то работает на сцене пять минут, а кто-то полчаса, если актер мерзнет в поездах, а автор вообще из Петербурга не выезжает? В "правильных" командах эти моменты оговариваются заранее, еще до того, как деньги начинают поступать на счет, поэтому и вопросов возникает меньше. В сборной Петербурга все рождалось  стихийно.

Суммы для дележки были немалые: в среднем общий авторский гонорар за концерт составляет 1500 долларов, только за первый год команда объездила 150 городов. Опомнившись, стали вводить систему коэффициентов, что неизбежно приводило к спорам и охлаждению былых дружеских отношений.

"Этот момент переживают многие команды, - говорит Полина Сибагатуллина. - Это всегда влияет на дружбу, если речь заходит о деньгах. И нас это тоже коснулось. Но все могло закончиться намного хуже, а мы все-таки пережили этот период, как-то научились преодолевать…"

Если верить сторонним наблюдателям, в определенные периоды группа чуть ли не оказывалась на грани распада. Доходило до того, что Хрусталев и Васильев практически не общались с Благодарским (автор) и Куцем. К концу второго гастрольного года настроение в команде было не из лучших.

"Во второй год городов было намного меньше, и зачастую это были те же самые города, в которых мы уже выступали, - вспоминает Дмитрий Хрусталев. - Но эфира было меньше, и популярность упала". Масла в огонь подлил Александр Масляков, который как-то сказал: "Ребята, это вас погубит".

На этом, может быть, и закончилась бы история сборной команды Петербурга. Если бы в конце 2001 года в Петербурге, в "Октябрьском", не выступали финалисты Высшей лиги - команды БГУ и "Утомленные солнцем". "Мы почувствовали бешеную ревность, - вспоминает Виктор Васильев. - Мы пришли на этот концерт. И когда увидели, как зал стоя аплодирует нашим друзьям, спинами к нам (мы на последнем ряду сидели), то поняли, что нас забыли…».

Команда начала играть сезон 2002 года. Все повторилось снова - восторг публики, жюри, выставляющего высшие баллы. А потом – снова гастрольные туры…
(По материалам журнала «Город», декабрь 2002 г.)

Судьба некоторых участников команды Сборная Санкт-Петербурга сложилась так:

Виктор Васильев выступает в «Comedy Club» и ведет телепередачу «Yesterday Live».  Дмитрий Хрусталев - резидент «Comedy Club» и ведущий шоу «Comedy Woman».
Полина Сибагатуллина выступает в «Comedy Woman» в образе Мадам Полины.
Тимофей Куц стал редактором Лиги «КВН-Балтика».
Таймаз Шарипов - редактор Лиги КВН «Рига».                

Анастасия ДМИТРИЕВА