Финский залив поглощает пляжи Петербурга (Мой район)

В катастрофическом положении — под угрозой полного уничтожения — все побережье Курортного района и пляж в парке 300-летия Петербурга. Подробности — в «Моем районе».

Финский залив поглощает пляжи Петербурга (Мой район)

«Мой район» первым обратил внимание чиновников на разрушение берега в единственном городском парке с зоной рекреации у моря, и, пытаясь разобраться в причинах ЧП, ужаснулся масштабам бедствия.

Пожар прибоя

Бетонные плиты, куски арматуры и срезанного асфальта появились на побережье Финского залива в парке 300-летия Петербурга после сильных штормов октября-ноября 2015 года. Огромные волны и шквалистый ветер «слизали» несколько метров песчаного побережья и обнажили пласты неизвестных геологии, мусорных, «пород». Этот строительный хлам использовался при создании искусственного намыва, на котором в 2003 году открыт парк 300-летия Петербурга, с единственным официальным песчаным общественным пляжем на побережье Финского залива в городской черте.

Как только в пляжной зоне парка сошел снег, и снова проявились последствия стихии и халатности строителей намыва, «Мой район» обратился с официальными запросами в комитеты Смольного по природопользованию и по благоустройству. С вывозом с прибрежной полосы самой опасной, разбитой, бетонной плиты и прочего строительного мусора все решилось мгновенно.

«Для уборки крупногабаритного мусора требуется привлечение специализированной техники. Уборка железобетонной конструкции будет выполнена до конца месяца, как только погода позволит плите оттаять», — ответила редакции пресс-служба комитета по благоустройству во вторник, 22 марта. А уже в среду, 23 марта, ведомство уведомило «Мой район», что «плиту с пляжа сегодня убрали», прислав для убедительности фотографии очищенного пляжа.

Песчаное прибрежье в парке — теперь относительно свободно и безопасно для любителей пробежек, прогулок с детьми и собаками прочего пляжного отдыха… Еще несколько бетонных плит лежат ровным рядом по берегу… До следующего шторма.

Ответы специалистов комитета по природопользованию показали, насколько глобальна обнажившаяся на парковом пляже проблема. Она касается всей прибрежной полосы Финского залива.

Это катастрофа

«Береговая абразия проявляется практически по всей береговой зоне северного, а также участков южного побережья Финского залива, но наиболее широко в Курортном и Приморском районах», — сообщает пресс-служба комитета по природопользованию. Как результат — потери прибрежных территорий, обвалы деревьев, разрушение дорог, отдельных зданий и берегоукрепительных сооружений. По прогнозам, к 2025 году за счет воздействия опасных геологических процессов в береговой зоне Финского залива Петербург потеряет до 3,5 тыс га земель. Особенно пострадают Зеленогорск, Комарово, Репино, Серово, Смолячково, Сестрорецк и Ломоносов. Так, например, в районе кардиосанатория «Черная речка» с 1990 года берег «отступил» на 25 м, пляжи сократились вдвое. Размыв пляжа в поселке Серово-Ушково за 15 лет превысил 23 м. Размыв песчаного пляжа в Комарово достигает 39 м. В районе Репино берега ежегодно под натиском вод Финского залива «отходят» на 3 м. В результате штормов уже не раз были подтоплены дома в поселке Александровское Курортного района, было разрушено дорожное полотно Приморского шоссе.

И в перспективе все будет еще хуже.

«Многолетние наблюдения за состоянием берегов Финского залива позволяют прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации с разрушением берегов», — уверены экологи.

Месть Собакиной отмели

Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов считает, что есть несколько причин интенсивного размыва берега Невской губы.

Прежде всего, это глобальные процессы, связанные с изменением климата. «Это дает два фактора, касающихся берегоразрушения, — считает эксперт. — Более позднее становление льда на Финском заливе открывает дорогу для разрушительного действия зимних штормов, в ноябре-декабре. Раньше ветрам препятствовал уже схватившийся залив, и они не причиняли ущерба. Во-вторых, собственно усиление интенсивности штормов, то, что называют экстремальными погодными явлениями. Особо свирепый зимний шторм способен смыть десятки гектар берега».

Второй момент, по мнению Карпова, это влияние дамбы. «Для Курортного района и Ленобласти климатические факторы еще более ощутимы из-за дамбы. Начинаются нагонные явления, дамбу закрывают, но нагон-то идет и, соответственно, за пределами дамбы вода повышается больше и более резко, чем если бы дамбы не было. Тогда бы подтапливало Петербург, но не Курортный район».

Наконец, третья причина — это реакция природы на действия человека. Это как раз прекрасно иллюстрирует сейчас пример парка 300-летия Петербурга.

«Раньше на месте парка была Собакина отмель. Это была цепь отмелей — Собакина, Крестовская и остров Вольный. Остров Вольный сейчас намыт и присоединен к Васильевскому острову, Крестовская была последней нетронутой, сейчас ее замывают под станцию метро «Новокрестовская». А Собакину отмель еще давно замыли. С точки зрения градостроителя, это было очень логично: есть болото какое-то непонятное, есть грунт, давайте, это превратим в место пригодное для жизни. Собакина отмель совместно с Лахтинском разливом (в 60-70-е годы он еще был мелководный) работали как крупнейшая и важнейшая миграционная стоянка для птиц на Беломоро-Балтийском миграционном пути. Это было место кишащее жизнью. Там останавливались гуси, лебеди, утки, кулики. Но, с точки зренияградостроителя, это было все неважно и незначимо. А важно, что была отмель, которую легко превратить в землю, сушу. С гидрологической точки зрения это тоже была глупость. Отмель — это равновесный процесс взаимодействия между водой и сушей, вода размывает, суша постепенно наступает на воду. Обычные русловые процессы в дельте. В какой-то момент отмель «успокаивается», зарастает водной растительностью, которая ее дополнительно стабилизирует. Даже сухие камыши, тростники в период зимних штормов, схватывают лед и образуют огромное поле, которое защищает берег. Этот мощнейший биологический механизм люди разрушили. Взяли грунт из залива, углубив, таким образом, склон. Намыли отмель, зафиксировали. И решили, что мы победили. Но планы не были реализованы до конца: предполагалось сделать красивый полукруглый полуостров, а в реальности это недомыв с рваной линией берега. Берегоукрепление должно было идти по спроектированной дуге, причем довольно мощное берегоукрепление, которое защищает склон от сползания. А оно сделало совсем в другом месте. То, что мы наблюдаем сейчас в парке, это действие усилившихся разрушительных природных факторов и следствие недоделки инженерного сооружения под названием намыв».

За чей счет?

В 2015 году в комитете по природопользованию разработан проект Концепции по берегозащите восточной части Финского залива и водных объектов Петербурга. Этот документ предусматривает комплекс мер по восстановлению и стабилизации береговой зоны Финского залива. Среди первоочередных — защита прибрежья Курортного и Приморского районов. По курортному берегу уже разработана Генеральная схема берегозащиты: это эколого-геологическая и инженерно-геологическая основа для проектирования и строительства берегозащиты. Аналогичную схему по Приморскому району планировали сделать 2016 году, но денег на это в городском бюджете пока не заложено. Если будут средства, то схема для Приморского района появится не раньше декабря 2016 года, когда зимние шторма еще больше разрушат побережье в парке. А чтобы приступить к проектно-изыскательским работами и строительству берегозащитных сооружений надо, как считают в комитете по природопользованию, запрашивать помощь федерального бюджета: Невская губа — это уже сфера ответственности РФ.

Правительство РФ уже в курсе того, что побережье Невской губы находится в состоянии близком к катастрофическому. Ситуация с разрушения побережьем Курортного района была изложена в обращении Георгия Полтавченко к премьер-министру. Смольный просил финансировать работы по созданию берегозащиты Курортного района из резервного фонда Правительства РФ. На это потребуется 250 млн руб. Дмитрий Медведев в феврале 2016 года дал поручение министру природных ресурсов Сергею Донскому «оказать необходимое содействие».

Между тем, директор ЭКОМ Александр Карпов, считает, что город может заняться строительством берегоукрепительных сооружений в парке 300-летия Петербурга, не вступая в переписку с федеральными чиновниками. Виной тому некачественно сделанный намыв или «недомыв». На генплане Петербурга, линия пляжа в парке — это ровная дуга, а в реальности — это извилистая линия берега и еще примерно 6 га городской «земли», т.е. воды. «По закону, по береговой линии Финского залива проходит граница Петербурга. Вода – это уже территория РФ. Но именно место у парка 300-летия Петербурга — самый удобный полигон для немедленной работы. Оно на сегодняшний момент оказалось включено в границы города», — уверен Карпов.

Иначе мы погубим город

«Мой район» инициировал экологическое расследование в парке 300-летия Петербурга, обратившись к депутату ЗакСа и члену парламентской комиссии по экологии и природопользованию Марине Шишкиной. Она уже поставила в известность прокурора Петербурга Сергея Литвиненко и вице-губернатора Игоря Дивинского, потребовав провести обследование побережья Финского залива в парке и разобраться с фактом некачественного производства работ по намыву — депутат считает, что причина разрушения берега. Кроме того, Марина Шишкина сообщила, что постоянная комиссия по экологии и природопользованию ЗакСа обратилась к губернатору с предложением выделить дополнительные средства — 105 млн 806 тысяч рублей на создание Генеральной схемы берегозащиты Приморского района. Георгий Полтавченко пообещал, что это вопрос будет рассмотрен при формировании поправок в бюджет города на 2016 год. Первое чтение корректировки бюджета в ЗакСе запланировано на 27 апреля. «Конечно, мы будет лоббировать выделение в этом году средств на берегоукрепительные работы в Приморском районе, в том числе и в парке 300-летия Петербурга, — заверила «МР» Марина Шишкина. — Генеральная схема берегоукрепления станет основой для разработки проекта берегозащиты и сметного расчета стоимости строительства. Если мы не будем решать экологические проблемы, мы просто погубим город».

Мнение

Простые радости

Мария Элькина, архитектурный критик:

С пляжами, и в городе, и за городом, происходит катастрофа. Купаться и загорать в Петербурге сейчас могут только очень смелые люди – дело не только в состоянии и количестве песчаных берегов, но и в том, что вода по разным причинам становится все менее чистой. В результате страдает наш образ жизни, мы лишаемся простой, но очень ценной радости – окунуться в воду в выходной день.

В Хельсинки, например, в заливе чистейшая вода, и пляжи являются такой же частью городской инфраструктуры, как и торговые центры. В хорошее лето жители некоторых районов могут купаться прямо рядом с домом.

Петербургу нужна программа не только по укреплению и очистке побережий, но и по очистке воды, и в заливе, и в ближайших к городу озёрах. У нас ситуация только ухудшается в этом отношении с каждым годом и становится почти безнадежной. Между тем, наличие возможностей для пляжного отдыха в непосредственной близости от дома больше значит для качества жизни горожанина, чем зарплата, позволяющая ездить на курорт два раза в год.