Марина Шишкина: «Смольный признал, что не может найти выход из ситуации с «Метростроем»

«Анализируя опыт развития метрополитена в течение семи последних лет в городе Москве, Комитет (по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга – наше прим.) вынужден делать выводы о том, что без дополнительного привлечения в сферу метростроения Санкт-Петербурга организаций, обладающих необходимыми трудовыми и финансовыми ресурсами, строительство объектов метрополитена в рамках действующих государственных контрактов грозит превратиться в долгострой, а планы по развитию метрополитена – стать неисполнимыми», - сообщил в ответ на запрос главы петербургских справедливороссов Марины Шишкиной исполняющий обязанности председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Семчанков.

Марина Шишкина: «Смольный признал, что не может найти выход из ситуации с «Метростроем»

Напомним, в конце января Марина Шишкина просила временно исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова предоставить информацию о стратегии метростроения в Санкт-Петербурге в ввиду кризисной ситуации, связанной с деятельностью ОАО «Метрострой». Лидер петербургских справедливороссов также напомнила временному градоначальнику, что, согласно информации на официальном сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в предыдущие семь лет там вводилось от двух до шести станций в год, а в 2018 году в столице открыли для пассажиров 17 станций, 33 километра линий и два депо.

В ответном письме от 21 февраля Андрей Семчанков сообщает, что в настоящее время городом ведется строительство четырех объектов по госконтрактам, заключенным с ОАО «Метрострой»: строительство Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная», включая проектирование (срок исполнения – 28.12.2018, стоимость работ 33,987 млрд руб.) и инженерная подготовка территории строительства Фрунзенского радиуса (срок исполнения – 31.05.2018, стоимость работ 0,392 млрд руб.); строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» (срок исполнения – 30.11.2019, стоимость работ – 20,781 млрд руб.), строительство участка Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» с электродепо «Красносельское», включая проектирование, и участка от станции «Казаковская» до станции «Путиловская» (срок исполнения – 30.06.2019, стоимость работ 37,720 млрд руб.) и строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Беговая», включая станцию «Новокрестовская» (срок исполнения – 28.12.2018. Стоимость работ 31,684 млрд руб.).

В письме Андрея Семчанкова говорится, что СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» является государственным заказчиком строительства и производит на постоянной основе авансирование работ. По состоянию на 20.02.2019 общая сумма задолженности ОАО «Метрострой» перед Дирекцией составляет 3,556 млрд рублей. «При этом неэффективное планирование и расходование денежных средств, полученных за выполнение работы и в качестве авансов, в том числе продажа материалов, сдача в аренду техники субподрядчикам по цене, превышающей рыночную, заключение между субподрядчиками и филиалами ОАО «Метрострой» договоров на работу по стоимости, превышающей фактическую, привело к наличию долгов ОАО «Метрострой» перед банками и субподрядчиками порядка 10 млрд руб. Данная ситуация привела к предбанкротному состоянию основных субподрядчиков ОАО «Метрострой», а также приводит к социальному напряжению среди рабочих и оттоку специалистов и рабочих из отрасли метростроения в Санкт-Петербурге. Работы на объектах не ведутся, за исключением работ по поддержанию горных выработок <…>. Несмотря на все меры, принимаемые Комитетом, в том числе осуществление приемки и оплаты выполненных работ в сжатые сроки, предоставление авансов, ОАО «Метрострой» продолжает заявлять об отсутствии оборотных средств на закупку оборудования, материалов и для выплаты заработной платы. <…> Перед ОАО «Метрострой» Администрацией Санкт-Петербурга была поставлена задача в срок до 08.02.2019 подготовить план мероприятий по нормализации ситуации в компании. Данное поручение на 20.02.2019 ОАО «Метрострой» не выполнено. ОАО «Метрострой» не только не выполняет план мероприятий, но и затрудняется назвать сроки окончания работ по государственным контрактам. Так, письмами в адрес Администрации Санкт-Петербурга от 30.01.2019 <…> ОАО «Метрострой» гарантирует окончание работ по госконтракту 1 (Строительство Фрунзенского радиуса за станцию «Международная» до станции «Южная», включая проектирование – наше прим.) в июне 2019 года, но письмом в адрес Дирекции и Комитета от 05.02.2019 <…> просит перенести срок до 31.08.2019», — сообщает в письме Марине Шишкиной Андрей Семчанков.

Комментирует Марина Шишкина:
- Интонация письма КРТИ полна отчаяния. Очевидно, что у Смольного нет ни малейшего представления о том, как завершать уже начатые работы, как налаживать отношения с ОАО «Метрострой» или наоборот, как выходить из них, не нанеся городу вреда. Вообще отсутствует какая-либо стратегия развития метрополитена: сроки срываются, авансы не отрабатываются, тысячам метростроевцев месяцами не платят зарплату. То Смольный принимает решение о разрыве контрактов с «Метростроем», то снова их восстанавливает без всякой надежды на то, что ситуация изменится к лучшему. Откровенное письмо главы КРТИ просто зафиксировало, что у нового состава Смольного нет решения проблемы, которая при прежних градоначальниках так остро не вставала. Да, метро в Петербурге всегда строилось медленно и трудно, мы все еще помним, как почти десять лет – со 2 декабря 1995 по 26 июня 2004 года – было прекращено пассажирское движение на участке между станциями метро «Площадь Мужества» и «Лесная» для восстановления Кировско-Выборгской ветки, пострадавшей в результате воздействия плывуна. Но такого тотального кризиса, как теперь, с метростроением в Санкт-Петербурге никогда не было. Фактически глава КРТИ фиксирует: мы ничего не можем, метро в Петербурге развиваться не будет.

Напомним, во второй половине 2018 года стало известно о срыве ОАО «Метрострой» сроков исполнения большинства заключенных с городом контрактов. На последних сданных в 2018 году в эксплуатацию станциях «Новокрестовская» и «Беговая» было зафиксировано множество дефектов. По данным «Фонтанки», к концу года налоговая инспекция заблокировала счета компании из-за найденных нарушений на сумму в 788,9 млн рублей, из-за чего у «Метростроя» возникли серьезные трудности с выплатой заработной платы своим рабочим. К 21 января 2019 года Смольный расторг с компанией 3 из 4 контрактов на строительство новых линий метрополитена и публично объявил, что найдет нового подрядчика для создания городской подземки. Однако спустя 10 дней Смольный отказался от идеи расторжения контрактов. 21 февраля генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров заявил о готовности начать погашение задолженности по зарплате. По его словам, крайний срок погашения выплат – 1 марта. В среду, 20 февраля, Арбитражный суд Петербурга зарегистрировал мировое соглашение между «Метростроем» и Федеральной налоговой службой, наложившей ограничения на счета «Метростроя».