Марина Шишкина: Воспитывать детей нужно на реальных исторических фактах, а не стерильном патриотизме (100 ТВ)

Как-то остался незамеченным для широкой общественности один очень любопытный факт: на протяжении нескольких недель в двух сотнях петербургских школ в широком доступе тиражировалась стенгазета «Шаги истории», в которой в совершенно однозначном ключе интерпретировались наиболее острые моменты отечественной истории. Например, там говорилось, что в 1917 году большевики создали самое справедливое в мире государство, и сталинская конституция была тоже лучшей в мире. Классу «кулаков» там дали и вовсе бескомпромиссную оценку. Кулак, мол - это зажиточный крестьянин, притесняющий своих обедневших односельчан.

Авторы и вдохновители этой идеи - политолог Сергея Кургинян и общественная организация с говорящим названием «Родительское сопротивление». Интересно, что газета эта издается за бюджетный счет – на президентский грант в 3 миллиона рублей - и распространяется в 70 регионах России.

Газету сняли лишь тогда, когда группа просвещенных петербургских родителей подняла тревогу и потребовала отчета о том, как подобная интерпретация российской истории вяжется с образовательным стандартом. Лично я в этом ничего случайного не вижу: наша школа давно стала лакомым куском для политической пропаганды и агитации, а еще особо острым политическим инструментом.

Когда мы стали привычно использовать беззащитных учителей в выборных махинациях, принудительно гонять на митинги и демонстрации. Когда задушили их бумажной бюрократией вместо реального, живого и творческого процесса обучения. Когда стали менять учебники на «решебники», и у детей пропала необходимость думать и анализировать, достаточно стало просто выучить готовый ответ, что называется, «угадать мелодию». Когда отменили сочинения и научили отгадывать тесты. И нет у процесса реформирования школы ни конца, ни края.

А тем временем в Государственную Думу все-таки внесен проект единого учебника истории. По наивному, а может быть, по осознанному мнению авторов этой идеи, учебник станет мерой по обеспечению информационной безопасности и должен иметь объединяющее значение для многонационального государства.

Я же думаю, что воспитывать нужно на реальных фактах и событиях, а не на выхолощенных и стерильных уроках патриотизма. С моей точки зрения, история – это не только победы и поражения. Это – не только подвиги, но и преступления. Любой стране, как и любому человеку, есть чем гордиться и чего стыдиться. Но, как говорил Конфуций, единственная настоящая ошибка – это не исправлять своих прошлых ошибок. А я еще добавила бы: и не признавать их, ведь это тоже ошибка.