О фактах нарушения действующего законодательства при реализации проектов строительства многоквартирных домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства

О фактах нарушения действующего законодательства при реализации проектов строительства многоквартирных домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства

 

Запрос
депутата ЗС Шишкиной Марины Анатольевны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 22 марта 2012 года № 202410-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Неуклонное соблюдение требований законодательства при реализации градостроительной политики Санкт-Петербурга является основой для сохранения и развития нашего города.

Одним из ярких примеров нарушения действующего земельного, градостроительного законодательства в настоящее время является реализация проектов строительства многоквартирных домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

9 февраля 2012 года газетой «Деловой Петербург» опубликован список элитных домов, построенных незаконно (http://dp.ru/1017pd/). Указанный список, в который вошло 162 объекта (http://video.dp.ru/dp/doma.xls) составлен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Петербурга, а также Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. При этом подавляющее большинство объектов (71 из 162) сосредоточено в Приморском районе Санкт-Петербурга.

Приведу один пример. Как следует из документов, имеющихся в моем распоряжении, на земельном участке с кадастровым номером 78:34:4207:44 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Горная, д. 22, лит. А, принадлежащем на праве собственности физическому лицу и предоставленному для индивидуального жилищного строительства, осуществляется строительство многоквартирного жилого дома без надлежаще оформленных документов. При этом отсутствует разрешение на строительство, нет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не соблюдается высотный регламент застройки земельного участка (строительство ведется в зоне охраны объектов культурного наследия 3P31 - «Усадьба Орловых-Денисовых», входящей в Деревню художников).

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Факт самовольного строительства по указанному адресу признается Администрацией Приморского района, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, однако эти органы не наделены полномочием по подаче иска о сносе самовольной постройки.

Полномочием по обращению в суд в публичных интересах с иском о сносе самовольной постройки обладает Комитет по управлению городским имуществом Санкт- Петербурга на основании пункта 3.22 Положения о Комитете (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589), пункта 3.1.2.3. Административного регламента КУГИ (утв. Распоряжением от 25.08.2011 N 120-р), но только в отношении объекта, построенного на земельном участке, принадлежащем Санкт- Петербургу.

Поскольку решение о сносе самовольной постройки не принято, застройщик продолжает возводить указанный объект и привлекать для незаконного строительства денежные средства граждан в обход закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве...». При этом граждане, купившие квартиры в данном доме, смогут получить право собственности только по решению суда. И никто, разумеется, не гарантирует положительного решения.

На сегодняшний день известен лишь один прецедент, когда объект, возведенный с нарушением градостроительного законодательства, был частично снесен - это здание биржи на Васильевском острове. Огромное значение в этом случае имело то, что здание возводилось в исторической части города и причиняло вред архитектурному облику Санкт-Петербурга. Во всех остальных случаях таких мер не принималось и не принимается. Бездействие городских властей в сложившейся ситуации лишь убеждает недобросовестных застройщиков в собственной безнаказанности и потворствует дальнейшему нарушению закона.

В связи с изложенным прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1) Считаете ли Вы целесообразным законодательно закрепить за исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга полномочие по обращению в суд в интересах Санкт-Петербурга с исками о сносе самовольных построек?

2) Считаете ли Вы необходимым дать поручение Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга проверить факт незаконного строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Горная, д. 22, лит. А и, в случае установления признаков правонарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности?

3) Считаете ли Вы необходимым разработать в Санкт-Петербурге порядок информирования потенциальных жильцов многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ИЖС, о рисках, связанных с таким приобретением?

 

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Метельского Игоря Михайловича
депутату ЗС Шишкиной М. А.
от 30 марта 2012 года № 202410-3

Уважаемая Марина Анатольевна!

На Ваш запрос о соблюдении требований законодательства при реализации градостроительной политики Санкт-Петербурга сообщаю следующее.

В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц и публичных интересов имеют право обращаться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законом.

Как указано в Вашем обращении, в полномочия Комитета по управлению городским имуществом входят вопросы по сносу самовольных построек, расположенных на землях, принадлежащих Санкт-Петербургу.

Помимо Комитета по управлению государственным имуществом, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе прокурор.

В соответствии с действующим законодательством в документах, которые регламентируют деятельность того или иного органа государственной власти, должно быть напрямую закреплено право на обращение в суд по защите неопределенного круга лиц.

В настоящее время рассматривается вопрос о наделении соответствующими полномочиями Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба), подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга и направлен на согласование с исполнительными органами государственной власти в установленном порядке.

По вопросу незаконного строительства многоквартирного дома на землях индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, ул. Горная, д. 22, Службой были неоднократно применены меры административного воздействия за строительство без разрешения к собственнику земельного участка Горелкиной И.Л. и лицам, осуществляющим строительство - ООО «Рубеж» и ООО «СЗСК», в виде штрафов.

Службой был инициирован судебный процесс по приостановке деятельности на 90 суток генеральной подрядной организации ООО «Рубеж».

По вопросу о необходимости разработки порядка информирования потенциальных жильцов многоквартирных домов сообщаю следующее.

В соответствии с п. 3.14-1. и п. 3.14-3. Положения о Комитете по строительству, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 650, Комитет осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Санкт- Петербурга, формирование и ведение Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге и опубликование в средствах массовой информации и в сети Интернет сведений, содержащихся в Реестре участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

Также в Санкт-Петербурге создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов власти по оперативному выявлению и устранению нарушений законодательства, связанных с незаконным строительством объектов.

В состав рабочей группы входят представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета по управлению городским имуществом, Комитета по строительству, Комитета по градостроительству и архитектуре, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт- 11етербургу.

В ходе рдботы группы принято решение о размещении органами исполнительной власти информации об установлении фактов самовольного строительства на официальных сайтах в сети Интернет и незамедлительном извещении всех членов рабочей группы для принятия оперативных мер воздействия.