О качестве воздуха в Приморском районе СПб

 

Запрос
от группы депутатов ЗС
Галкиной Ольги Владимировны, Комоловой Ирины Игоревны, Седейкиене Любови Федоровны, Шишкиной Марины Анатольевны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 28 июня 2012 года № 205710-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Благодарим Вас за обстоятельный и подробный ответ на депутатский запрос депутата Л.Ф. Седейкиене на тему об установлении причин зловонных запахов, терроризирующих в последние годы жителей Приморского района и о планируемых мерах по устранению его причин (№07-106/4972 от 03.05.2012). Однако полагаем, что острота проблемы и нарастающий характер ухудшения зловонной атмосферы на северо-западе Приморского района города не позволяют нам считать эту тему закрытой.

Мы искренне полагаем, что сложившаяся нездоровая обстановка должна быть признана чрезвычайной. И для устранения или хотя бы резкого сокращения интенсивности зловония, а также глубины его проникновения в жилые кварталы Приморского района, кроме плановых и, безусловно, важных мер, описанных в Вашем ответе, следует думать и о чрезвычайных мерах по его устранению.

Так уж сложилось, что мы не являемся специалистами по инженерной экологии и по изучению распространения воздушных потоков. Поэтому у нас нет готовых рецептов того, какие конкретно инженерно-технические решения и мероприятия могли бы иметь максимальный эффект для временного решения проблемы жутких запахов при северо-западном ветре, ставшем форменным ужасом для жителей Планерной и Авиаконструкторов, Королева и Комендантского:

-         строительство гигантского ветрового экрана;

-         постановка постоянной водяной завесы (водяного экрана);

-         строительство легкого воздухонепроницаемого «саркофага» над основными источниками зловония.

Или, может быть, не заниматься инженерной «самодеятельностью» и с чрезвычайной быстротой заняться наконец ликвидацией источников зловония.

Мы понимаем, что чрезвычайные меры потребуют чрезвычайные меры финансирования. Поэтому мы также очень надеемся, что Вы инициируете полноценное расследование обстоятельств вопроса – по чьему персональному головотяпству весь этот кошмар свалился на головы наших горожан, поскольку только после вырубки полосы лесов, отделявших зловонные полигоны от жилых кварталов, проблема из локальной переросла в районную. Может быть, нам наконец назовут имена тех горе-чиновников, чьими решениями и согласованиями была вымощена дорога для жителей Приморского района в зловонный ад и по чьей вине для нейтрализации проблемы городу придется сейчас выбрасывать деньги на ветер во всех смыслах этого слова.

Мы обращаемся к Вам и как к Губернатору, и как к мужчине, призванному защитить жителей города в чрезвычайной ситуации:

                      Примите, пожалуйста, экстренные меры по улучшению чистоты воздуха в Приморском районе Санкт-Петербурга.

                      Установите, пожалуйста, и назовите виновных в том, что такая чрезвычайная экологическая ситуация сложилась.

 

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева Сергея Анатольевича
группе депутатов ЗС Галкиной О.В., Комоловой И.И., Седейкиене Л.Ф., Шишкиной М.А.
от 27 июля 2012 года № 205710-3

Рассмотрев Ваш запрос от 28.06.2012 № 205710-3, по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С., сообщаю следующее.

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией подразумевается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304.

Согласно данным нормативным правовым актам ситуация, сложившаяся в Приморском районе Санкт-Петербурга, не является чрезвычайной. В связи с этим полностью разделяю ваше мнение, что не стоит заниматься инженерной самодеятельностью, а необходимо проводить работу по ликвидации источников зловония. Учитывая, что источники запахов не являются точечными, а занимают большую площадь, требуется определенное время на их ликвидацию. И в данный момент проводятся работы по изоляции ранее накопленного илового осадка на полигоне «Северный». Завершение работ в 2013 году позволит ликвидировать неприятный запах от полигона «Северный» и примерно на 50% сократить негативное воздействие запаха на территорию Приморского района Санкт-Петербурга.

В марте-июне 2012 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Выборгском и Калининском районах Санкт-Петербурга, Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга были проведены внеплановые проверки полигона твердых отходов «Новоселки». В рамках проверок были проведены подфакельные наблюдения, то есть измерения концентраций загрязняющих атмосферный воздух веществ, выбрасываемых полигоном, в зависимости от направления «факела». Отбор проб осуществлялся:

на границе санитарно-защитной зоны у завода Ниссан;

на ул. Глухарская, в створе ул. Авиаконструкторов (д. 44).

Согласно экспертному заключению Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге в Выборгском и Калининском районах Санкт-Петербурга» от 13.06.2012 превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосферном воздухе в местах отбора проб не выявлено по всем исследованным показателям: аммиак; дигидросульфид (сероводород); метантиол (метилмеркаптан); бензол; метилбензол (толуол); этилбензол; диметилбензол; трихлорметан; тетрахлоруглерод; хлорбензол.

Таким образом, вредного воздействия на здоровье горожан не установлено.

Вместе с тем, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2012 № 524 утверждена Программа «Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов» (далее – Программа).

Программой предусмотрены мероприятия по рекультивации действующего полигона по захоронению твердых бытовых отходов, строительство двух новых полигонов в северо-западной и юго-восточной технологических зонах Санкт-Петербурга, а также строительство двух новых заводов по переработке отходов и модернизация действующих.

Эффективность реализации мероприятий зависит от объемов финансирования. Прошу Вас поддержать процесс реализации Программы при рассмотрении бюджета Санкт-Петербурга, в части финансирования мероприятий, обоснованных и предусмотренных Программой.