О сохранении права выбора школы родителями несовершеннолетних детей

О сохранении права выбора школы родителями несовершеннолетних детей

 

Губернатору Санкт-Петербурга

Г. С. Полтавченко

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

 

В преддверии ежегодной реализации гарантированного конституционного права каждого ребёнка, достигшего соответствующего возраста, на общедоступное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (часть 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации) в мою приёмную в массовом порядке начали поступать обращения возмущенных родителей будущих школьников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право выбирать форму получения образования, а также образовательное учреждение для своего ребенка. Однако при решении вопроса о выборе учебного заведения для своих детей все обратившиеся ко мне родители столкнулись с нововведением, ограничивающим (а по сути, исключающим) возможность реализовать законное право на выбор образовательного учреждения. Так, теперь Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 107 от 15 февраля 2012 года «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» регламентируется, что в конкретное учебное заведение может быть принят только ребёнок, проживающий (зарегистрированный) на территории, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за этим учебным заведением.

Этим же Приказом в связи с новыми правилами приёма в учебные заведения были введены следующие термины: «закреплённая территория» и «закреплённые лица». Указанные выше термины порождают только одну историческую ассоциацию: прикрепление к земле и подчинение административной и судейской власти феодала, форма зависимости крестьян – крепостничество.

Данная ситуация прямо противоречит пункту 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях провозглашения верховенства Конституции РФ на всей территории Российской Федерации, общедоступности образования, а также гарантированного федеральным законом права на выбор учебного заведения считаю такое «прикрепление к земле» противозаконным и недопустимым. Так, в соответствии с новыми правилами приёма в общеобразовательные учреждения, ребёнок, обладающий, например, способностями к языкам будет вынужден учиться в школе с физико-математическим уклоном только потому, что он зарегистрирован в непосредственной близости от неё.

Кроме того, с введением ограничений на выбор учебного заведения в затруднительное положение попадают семьи, в которых младшие дети в текущем году должны будут поступать в школу по территориальному принципу, в то время как старшие дети уже являются учениками других школ. Помимо психологических проблем, с которыми могут столкнуться в семьях младшие дети, оторванные от старших братьев и сестер, родители учеников будут вынуждены тратить перед работой время на то, чтобы привести старших и младших детей в школы, расположенные по разным адресам. А с учетом того, что занятия в учебных заведениях могут начинаться одновременно их задача становится труднореализуемой. 

Также необходимо учитывать, что в настоящее время на территории Санкт-Петербурга наряду с начальной, основной и средней общеобразовательной школами общеобразовательную программу реализуют средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи. Современные школы одного района (и даже микрорайона) могут существенно отличаться друг от друга: начиная от выбора учебной литературы, системы выставления оценок, материально-технического оснащения, участия учебного заведения в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах и проектах, требований к форме одежды учеников и заканчивая количеством дополнительных кружков и секций, продолжительностью групп продлённого дня и предоставлением разного объёма дополнительных образовательных услуг. В этих условиях ограничивать право родителей выбирать учебное заведение для своего ребёнка недопустимо.

В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга, Губернатор является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, обязующимся охранять права и свободы человека и гражданина.

 

С учётом вышеизложенного прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1)        какие незамедлительные (до 01 марта) меры собирается предпринять Правительство Санкт-Петербурга для сохранения права выбора школы родителями несовершеннолетних детей?

2)        считаете ли Вы целесообразным поддержать инициативу о внесении изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», которая бы предусматривала сохранение права выбора школы родителями несовершеннолетних детей вне зависимости от территории, за которой закреплена образовательная организация?

 

Приложения: обращения граждан на 9-ти листах.

 

 

 

                                                                                                          М. А. Шишкина

 

 

Ответ

вице-губернатора Санкт-Петербурга Кичеджи Василия Николаевича
депутату ЗС Шишкиной М.А.
от 20 февраля 2013 года № 300708-3

 

Уважаемая Марина Анатольевна!

Рассмотрев по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко Ваш запрос 31.01.2013 № 300708-3, сообщаю следующее.

В 2012 году в Санкт-Петербурге построено и введено в эксплуатацию 10 зданий дошкольных учреждений, в том числе 5 – в Выборгском районе.

Кроме того, в Выборгском районе Санкт-Петербурга в период с 2009 года за счет возвращения в систему дошкольного образования зданий, используемых не по проектному назначению, рационального использования площадей действующих дошкольных учреждений, дополнительно открыто более 3000 мест.

Благодаря принятым мерам, в Выборгском районе Санкт-Петербурга удалось полностью ликвидировать очередь по устройству в детские сады детей в возрасте от трех до семи лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга разработан План мероприятий по расширению сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на 2013-2016 годы («дорожная карта»). В связи с этим администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга принято решение о проведении в течение 2013-2014 учебного года ремонтных работ в типовом здании дошкольного учреждения по адресу: ул. Руднева, д. 3, корп. 3 с целью размещения в нем групп для детей дошкольного возраста.

Контингент государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 118 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – школа № 118) составляет 848 человек и размещается в двух зданиях по адресам: ул. Руднева, д. 5, корп. 3 (основное типовое школьное здание) и ул. Руднева, д. 3, корп. 3 (типовое здание дошкольного образовательного учреждения). Оба здания находятся в оперативном управлении школы № 118. В 2012-2013 учебном году в основном здании школы обучаются учащиеся 4-11 классов, во втором здании – учащиеся 1-3 классов. В основном здании школы во время проведения ремонта возможна организация образовательного процесса всех учащихся школы.

Вопрос организации образовательного процесса в школе № 118 находится на контроле Комитета по образованию и администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.