Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С. Полтавченко
Уважаемый Георгий Сергеевич!
4 апреля 2012 года мною был подготовлен, а Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят депутатский запрос, касающийся правовой неопределенности в сфере управления, использования, воспроизводства и контроля за сохранением городских лесов.
Полученный ответ вице-губернатора Санкт-Петербурга С.А. Козырева по существу (от 25.04.2012 № 05-10-1097/12-0-2), а также дополнительный анализ нормативно-правовых актов заставляет меня обратиться к Вам повторно.
Как следует из ответа (стр. 3), градостроительная деятельность в Санкт-Петербурге в настоящее время осуществляется с учетом инвентаризации территорий, занятых городскими лесами, и планируемых изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и Правила землепользования и застройки. В то же время подтверждается (стр. 1), что правовой статус городских лесов не установлен, Лесной план Санкт-Петербурга не принят, а лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков) не утверждены. Таким образом, термины «городские леса», «леса Санкт-Петербурга» на сегодняшний день не являются определенными, а их использование не порождает юридических последствий. Именно поэтому в Санкт-Петербурге не действует установленный статьей 105 Лесного кодекса РФ запрет на изменение границ городских лесов, потому как такие границы никем не утверждены.
Исходя из системного толкования положений лесного, земельного и градостроительного законодательства, следует, что границы и правовой статус лесничеств и лесопарков определяются в соответствии с зонированием территорий с учетом категории земель и разрешенного использования.
В Санкт-Петербурге документом градостроительного зонирования является Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее – Закон о правилах землепользования и застройки). Однако, указанный документ, несмотря на последние изменения, не учитывает фактическое нахождение древесной и кустарниковой растительности на определенной территории. Яркий тому пример - Новоорловский лесопарк, расположенный в северо-восточной части Приморского района Санкт-Петербурга. Большая часть территории Новоорловского лесопарка, площадь которого составляет около 150 га, согласно карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон, (приложение 2 к Закону) отнесена к зоне ТД2-2 (общественно-деловая подзона специализированных общественно-деловых объектов) и зоне Т3Ж2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов). Лишь незначительная часть лесопарка относится к зоне ТР1 (зона рекреационного назначения – лесов и лесопарков) и ТР2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования).
Новоорловский лесопарк с момента принятия Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» № 430-85 от 8 октября 2007 года был включен в примерный перечень территорий общего пользования, т.е. обладал иммунитетом от застройки и не мог быть вовлечен в хозяйственный оборот. Однако Законом Санкт-Петербурга № 410-92 от 30 июня 2010 года он был из перечня исключен. Обоснование исключения выглядело весьма убедительно. Согласно Генеральному плану Санкт-Петербурга на месте Новоорловского лесопарка планируется организовать особо охраняемую природную территорию общей площадью 160 га с последующим изменением территориальной зоны на ТООПТ (зона особо охраняемых природных территорий, имеющих особой природоохранное значение).
Как следует из последнего доклада о ходе реализации Генерального плана Санкт-Петербурга (приложение 10, пункт 1.3.4.1.13), такое проектирование ведется с 2006 года, а закончится в 2015 году.
Очевидно, что задержка в установлении правового статуса городских лесов в целом и Новоорловского лесопарка в частности может привести к их агрессивной урбанизации, избыточной застройке многоэтажными домами с последующей невосполнимой утратой пространства, имеющего природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.
В этой связи прошу Вас сообщить:
1. Каковы результаты инвентаризации городских лесов, в частности Новоорловского лесопарка, проведенной исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2010-2011 годах?
2. Расположены ли в пределах Новоорловского лесопарка земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, а также земельные участки, на которых расположены вторичные объекты недвижимости?
3. Считаете ли Вы целесообразным предупредить любую возможность капитального строительства в Новоорловском лесопарке? Это можно сделать, например, путем изменения территориальных зон ТД2-2 и Т3Ж2 на ТР1 в рамках подготовки изменений в Закон Санкт-Петербурга о правилах землепользования и застройки на период до организации в установленном порядке особо охраняемой природной территории.
Депутат Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга М. А. Шишкина