Об обеспечении имущественных прав граждан - владельцев индивидуальных гаражей, не расположенных на земельных участках коллективных автостоянок

 

Запрос
от группы депутатов ЗС Анохина Андрея Юрьевича,
Бакулина Владислава Юрьевича, Горшечникова Андрея Алексеевича,
Ковалева Алексея Анатольевича, Кривенченко Анатолия Николаевича,
Ложечко Виктора Петровича, Палина Алексея Юрьевича,
Седейкиене Любови Федоровны, Солтана Павла Михайловича,
Трохманенко Сергея Владимировича и Шишкиной Марины Анатольевны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 22 марта 2012 года № 202411-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Закон Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» (21 октября 2011 года № 585-115) регулирует отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев гаражей, расположенных на земельных участках, занятых коллективными автостоянками. На территории Санкт-Петербурга расположены 533 коллективные автостоянки, которые включают 253 304 гаража. Однако, наряду с этими стоянками на территории города расположены по меньшей мере 5800 индивидуальных гаражей, не входящих в состав КАС, для размещения которых сформированы и предоставлены в аренду в установленном порядке временные земельные участки.

Многие индивидуальные гаражи были возведены несколько десятилетий назад и представляют собой кирпичные строения, иногда имеющие общие стены, фундамент. Их владельцы добросовестно вносили арендную плату и платили установленные государством налоги. Т.е., фактически они находятся в той же ситуации, что и владельцы гаражей, входящих в состав КАС. Однако действующий закон «не замечает» наличие на территории Санкт-Петербурга индивидуальных гаражей и не позволяет городским властям урегулировать имущественные отношения цивилизованным путём.

В случае прекращения договора аренды по причине реализации инвестиционного договора владельцы индивидуальных гаражей не только не могут рассчитывать на компенсацию, они обязаны снести строение за собственный счёт! При этом не принимается во внимание ни характер объекта, ни наличие конструктивных связей с соседними строениями. Таким образом, предъявляя законопослушным гражданам заведомо невыполнимые требования, их делают нарушителями закона.

В связи с изложенным прошу Вас предоставить информацию о том, считаете ли Вы целесообразным внести дополнения в Закон Санкт- Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» с целью распространить его действие на отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев индивидуальных гаражей, не расположенных на земельных участках КАС?

 

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Метельского Игоря Михайловича
группе депутатов ЗС Анохину А. Ю., Бакулину В. Ю., Горшечникову А. А.,
Ковалеву А. А., Кривенченко А. Н., Ложечко В. П., Палину А. Ю.,
Седейкиене Л. Ф., Солтана П. М., Трохманенко С. В. и Шишкиной М. А.
от 5 апреля 2012 года № 202411-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш запрос от 22.03.2012 № 202411-3, сообщаю следующее.

Закон Санкт-Петербурга от 21.10.2011 № 585-115 «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» (далее - Закон № 585-115) регулирует отношения по обеспечению имущественных прав граждан-владельцев гаражей в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, занятых коллективными автостоянками.

В соответствии с Законом № 585-115 имущественные интересы граждан- владельцев гаражей, расположенных на территории коллективных автостоянок, обеспечиваются одним из следующих способов:

1. Предоставление объединениям граждан-владельцев гаражей земельных участков, расположенных в границах квартала, микрорайона, в котором расположен земельный участок, занимаемый гаражами, а также в границах смежных кварталов, микрорайонов, для строительства многоэтажных гаражей;

2. Предоставление без проведения торгов земельных участков, расположенных в границах квартала, микрорайона, в котором расположен земельный участок, занимаемый гаражами, а также в границах смежных кварталов, микрорайонов, для организации открытых коллективных автостоянок объединениям граждан-владельцев гаражей в соответствии, с Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 447-113 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством»;

3. Предоставление гражданам-владельцам гаражей в целях хранения личного автотранспорта земельных участков для целей, не связанных со строительством, расположенных в границах квартала, микрорайона, в котором расположен земельный участок, занимаемый гаражами, а также в границах смежных кварталов, микрорайонов, в соответствии с земельным законодательством в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

При невозможности реализации указанных выше способов, направленных на осуществление приоритетной задачи – обеспечение возможности хранения автотранспортных средств, имущественные права граждан-владельцев гаражей обеспечиваются путем предоставления им социальной компенсационной выплаты, выплачиваемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в случаях реализации проектов, финансируемых за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга, или за счет инвесторов на основании соглашений в случае реализации инвестиционных проектов.

В случае предоставления земельных участков в аренду в целях размещения индивидуальных гаражей соответствующие земельные участки предоставляются в аренду не организациям автовладельцев, а конкретному гражданину.

Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору аренды имущество предоставляется арендатору во временное владение и пользование.

В случае прекращения договора аренды земельного участка в связи с истечением срока его действия арендатор в соответствии с требованиями статьи 622 ГК РФ обязан вернуть земельный участок собственнику в том состоянии, в ко юром он его получил, то есть свободным от имущества. Таким образом действующим законодательством обязанность по освобождению земельного участка возлагается на арендатора, являющегося владельцем гаража, что свидетельствует об отсутствии оснований для осуществления каких-либо компенсационных выплат из бюджета Санкт-Петербурга.

В этой связи полагаю, что для внесения изменений в Закон № 585-115 в части, касающейся распространения его действия на случаи освобождения земельного участка, предоставленного для размещения индивидуального гаража, в связи с истечением срока действия договора аренды, отсутствуют.