Об учете свободных жилых помещений государственного жилищного фонда СПб в целях предоставления их гражданам на условиях договора социального найма

                                                         Запросот группы депутатов                                                                  Алексея Анатольевича Ковалева,                                                                                                            Анатолия Николаевича Кривенченко,                                                                                                    Алексея Юрьевича Палина,                                                                                                                          Любови Федоровны Седейкиене,                                                                                                          Павла Михайловича Солтана,                                                                                                                        Сергея Владимировича Трохманенко,                                                                                                            Марины Анатольевны ШишкинойГубернатору

Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.от 23 октября 2014 года № 408136-3

       

                                                         Уважаемый Георгий Сергеевич!

Настоящий запрос касается осуществления учета свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления их гражданам на условиях договора социального найма.

К свободным жилым помещениям относятся те помещения, которые освобождаются по причине смерти, выезда граждан, в том числе в порядке улучшения жилищных условий, либо перешли в собственность Санкт-Петербурга как выморочное имущество или по иным основаниям. Плата за содержание и ремонт таких помещений начисляется районными жилищными агентствами (далее — РЖА) и подлежит перечислению в адрес управляющих организаций путем использования денежных средств из бюджета Санкт-Петербурга.

Согласно ответу вице-губернатора Санкт-Петербурга от 07.07.2014 №05-10-1547/14-0-2 (прилагается) общегородского учета свободных жилых помещений не ведется, данными о наличии и количестве таких помещений Правительство Санкт-Петербурга не располагает.

Согласно нормативным правовым актам, принятым в различное время исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, такие помещения подлежат отнесению к различным видам жилищного фонда:

– жилищный фонд социального использования Санкт-Петербурга;

– специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга;

– жилищный фонд коммерческого использования, как администрациями отдельных районов Санкт-Петербурга, так и Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.

Эта деятельность осуществляется спонтанно, без определения приоритетных целей в масштабах города (например, приоритет решения социальной задачи обеспечения жильем лиц, признанных нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Произвольным решением районной администрации свободная квартира (комната), к примеру, может быть включена в специализированный жилищный фонд в качестве служебного (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2006 №731), в качестве помещения маневренного фонда (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2006 №730), может быть включена в жилищный фонд коммерческого использования (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 №637), может быть в качестве помещения специализированного жилищного фонда предоставлено детям-сиротам по договору найма (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 №596).

Если свободное жилое помещение осталось в жилищном фонде социального использования, то его можно в произвольном порядке, решением администрации района, предоставить нуждающимся нанимателям и (или) собственникам, расселяемым в ходе «реновации» (распоряжение Жилищного комитета от 15.02.2012 №107-р).

Таким образом, абсолютно все свободные жилые помещения можно распределить на коммерческих основаниях (продажа, аренда, наем, а также удовлетворение интересов предприятий в служебной площади) или использовать для решения экстраординарных ситуаций, не обращая внимания на то, что для обеспечения жильем нуждающихся в итоге не остается ни одной квартиры или комнаты. Правительство Санкт-Петербурга узнает об этом post factum, видимо, из сообщений СМИ.

Видимо, поэтому исполнительные органы государственной власти, если и оделяют квартирой очередника, то, как правило, в отдаленных, неблагоустроенных районах нового строительства. Депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга поступают многочисленные жалобы, связанные с такой практикой.

Кроме того, вызывает глубокую озабоченность, что в нарушение федерального законодательства исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга не утвержден административный регламент предоставления очередникам жилых помещений на условиях договора социального найма.

Вышеизложенные обстоятельства, на наш взгляд, предопределяют неисполнение в Санкт-Петербурге требований законодательства об обеспечении в установленном порядке жильем лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Понятие «очередь на улучшение жилищных условий» практически утратило свой смысл, и получить квартиру граждане, стоящие на очереди десятилетия, могут только лишь при условии использования дополнительных, коммерческих, механизмов.

В данной связи в жилищных органах и организациях была запрошена следующая информация:

– список всех находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений, свободных от договоров найма либо аренды, с указанием адресов и площадей таких помещений.

– каким образом данные о наличии свободных жилых помещений в том или ином административном районе учитываются при принятии решений о предоставлении жилых помещений по улучшению жилищных условий граждан общегородской очереди, в том числе гражданам, имеющим первоочередное право;

– имеется ли необходимость передачи полномочий по учету неиспользуемых, свободных и освободившихся жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга Жилищному комитету Санкт-Петербурга, а также создания единой городской базы данных по учету таких помещений.

Из их ответов следует, что при наличии сведений о высвобождении помещения РЖА закрывает лицевой счет, по которому ранее начислялась плата за жилищно-коммунальные услуги, после чего данному лицевому счету присваивается статус «условно-закрытый», начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по нему ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» не производится.

ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» не ведет пообъектный учет свободных помещений (как указано выше, такой информацией обладают лишь администрации районов), обладая лишь обезличенной информацией о количестве помещений и некоторых их характеристиках.

Так, на 01.04.2014 по данным ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» числилось принадлежащих городу свободных жилых помещений (отдельных квартир и комнат в коммунальных квартирах) более 170 тыс. кв. м. (справка прилагается).

Из них в «домах ветхого фонда» более 5 300 кв. м, в общежитиях, сменивших статус — более 18 000 кв. м, маневренная площадь — более 14 888 кв. м, служебная площадь — более 1 800 кв. м, площадь коммерческого использования — более 4 200 кв. м, площадь аварийных квартир (комнат) — более 18 000 кв. м.

Таким образом, более 100 тысяч квадратных метров жилья сегодня свободно и относится к жилищному фонду социального использования. Почему же эти квартиры и комнаты не предлагаются очередникам соответствующих районов в порядке очереди?

Кроме того, на содержание и ремонт принадлежащих городу жилых помещений, но являющихся свободными, то есть бремя содержания которых лежит на городе, из бюджета выделяются значительные денежные средства.

Так, ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов») предусмотрена субсидия СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на возмещение затрат на содержание и эксплуатацию имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга в сумме 21 685,0 тыс. руб. (пункт 5.1.4).

Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, по всем районам города составляют в сумме 899 867,3 тыс. руб. В частности, по Адмиралтейскому району эти расходы составляют 808.9 тыс. руб., по Василеостровскому – 77 800.6 тыс. руб., по Петроградскому – 55 767.5 тыс. руб., по Центральному – 61 943.3 тыс. руб.

С учетом изложенного, просим Вас сообщить:

Не считаете ли Вы необходимым установить порядок централизованного учета данных о наличии свободных жилых помещений в Санкт-Петербурге?

Не считаете ли Вы целесообразным установить единый централизованный порядок отнесения свободных жилых помещений к различным видам государственного жилищного фонда, обеспечивающий приоритетное предоставление таких помещений в порядке очереди лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Не считаете ли Вы необходимым утвердить Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма в порядке очереди»?

Каким нормативным правовым актом определен статус домов ветхого фонда?

Чем обосновано сохранение статуса свободных жилых помещений из числа помещений жилищного фонда социального использования (непринятие мер к их заселению) площадью более 100 тыс. кв. м?

 

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
группе депутатов ЗС А.А. Ковалеву, А.Н, Кривенченко, А.Ю. Палину, Л.Ф. Седейкиене, П.М. Солтану, С.В. Трохманенко, М.А. Шишкиной
от 14 ноября 2014 года № 408136-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш запрос от 23.10.2014 № 408136-3, сообщаю следующее.

Улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге, осуществляется как за счет жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенных в домах нового строительства, так и за счет освободившихся жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. В 2013 году за счет предоставления освободившихся жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее – освободившиеся жилые помещения) администрациями районов Санкт-Петербурга улучшены жилищные условия 1589 семей.

Единый централизованный учет освободившихся жилых помещений реализован в автоматизированной системе «Свободная площадь» (далее – АС «Свободная площадь») путем сбора и обобщения сведений об освободившихся жилых помещениях, получаемых от администраций районов Санкт-Петербурга в ходе ежегодной инвентаризации, организуемой Жилищным комитетом.

В настоящее время в целях получения оперативной информации о свободных жилых помещениях и ходе их заселения планируется модернизация действующей АС «Свободная площадь». В рамках модернизации будет обеспечена интеграция АС «Свободная площадь» с городской информационной системой «Население. Жилой фонд», содержащей актуальную информацию в режиме реального времени о характеристиках жилых помещений, в том числе об их освобождении и заселении. Планируемый срок модернизации – 2015 год.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 № 478 утверждена Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (далее – Концепция), в соответствии с которой определены приоритетные направления реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы. Предоставление жилых помещений гражданам, подлежащим обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, осуществляется в соответствии с годовым жилищным планом, ежегодно утверждаемым Жилищным комитетом.

Определение целевого назначения освободившихся жилых помещений осуществляется с учетом установленных Концепцией приоритетных направлений, а также исходя из технических характеристик жилых помещений, их благоустроенности и возможности использования для проживания льготных категорий граждан. Установление централизованного порядка определения целевого назначения освободившихся жилых помещений без учета индивидуальных особенностей таких жилых помещений нецелесообразно.

Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма утвержден распоряжением Жилищного комитета от 15.02.2012 № 107-р.

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также признания жилого помещения непригодным для проживания. Понятие «ветхий фонд» федеральным законодательством не установлено. Однако данная категория жилищного фонда выделяется, в частности, в подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Кроме этого, категория «ветхий фонд» используется в приказе Федеральной службы государственной статистики от 19.09.2014 № 572 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за жилищным фондом, работой жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы и внесении изменений в приложения № 9 и № 14, утвержденные приказом Росстата от 4 сентября 2014 г. № 548».

Понятие «ветхий фонд» используется для классификации свободных жилых помещений при проведении ежегодной инвентаризации в целях оценки качественного состава свободных жилых помещений. В данную категорию включаются жилые помещения в деревянных домах высокой степени износа.

По вопросу заселения свободных по состоянию на 01.04.2014 жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга сообщаю, что из общего количества свободных на указанную дату жилых помещений 14% жилых помещений не подлежат заселению, так как находятся в аварийных и ветхих домах, 15% жилых помещений не подлежат заселению, так как по ним ведутся судебные споры по выселению граждан либо они обременены правами пользования, 9% зарезервированы под маневренный фонд.

62% жилых помещений фонда социального использования и специализированного жилищного фонда заселяются администрациями районов Санкт-Петербурга в установленном действующим законодательством порядке.

При этом необходимо отметить, что сведения о количестве свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга актуальны только на дату предоставления, так как процессы их заселения администрациями районов Санкт-Петербурга и освобождения гражданами находятся в постоянной динамике.