Петербург встал на тропу войны с незаконной рекламой на асфальте (Вечерний Санкт-Петербург)

«Любовь 24 часа», «отдых», а в строящихся районах еще и режущий глаз «ёш кизлар» – сомнительные рекламные объявления, под которыми не видно тротуара, уже не первый год раздражают петербуржцев. Некоторые сознательные горожане пытаются самостоятельно бороться с предложениями интимных услуг и быстрых кредитов, однако заканчивается это подчас трагически. 

Петербург встал на тропу войны с незаконной рекламой на асфальте (Вечерний Санкт-Петербург)

Так, 10 августа на Невском проспекте было совершено нападение на активиста «Красивого Петербурга» Вадима Линина, пытавшегося закрасить граффити, размещенное прямо на дорожной разметке. По словам участника движения, к нему подошел высокий мужчина и начал снимать его действия на телефон, затем после недолгих пререканий выстрелил в Линина из травматического пистолета, а после, убегая, еще и облил из газового баллончика.

Периодически идеи о том, как бороться с незаконной рекламой, рождаются и на уровне городских ведомств и организаций.

К примеру, на прошлой неделе было выдвинуто два предложения – от администрации Петербурга и активистов-градозащитников. Чиновники озвучили мысль выжигать нелегальные надписи газовыми горелками, а члены «Красивого Петербурга» представили уже готовую компьютерную программу автодозвона, с помощью которой можно справиться не с самими объявлениями, а с фирмами, их заказывающими.

К сожалению, большая часть этих идей до реализации так и не доводится. И главная причина здесь – пробелы в законодательстве. Несколько лет назад в Госдуме рассматривался законопроект по внесению поправок в федеральный закон о рекламе. Согласно ему запрещалось наносить объявления на стены зданий, тротуары и велодорожки, но документ не приняли.

Позже законом был упрощен демонтаж рекламы, а местным администрациям дали право самим решать, какие рекламные конструкции разрешить, а какие – запретить. Но проблема в том, что трафаретная реклама к наружной не относится и под действие закона не попадает. Почему проблема до сих пор висит в воздухе, а точнее, «красуется» у нас под ногами, кто отвечает за «моральную» чистоту петербургского асфальта и как отвоевать его у трафаретчиков, выясняла «Вечёрка».

НЕ ПОЙМАН – НЕ ВОР

На прошлой неделе методы борьбы с рекламой подпольных борделей и быстрых кредитов обсудили в жилищном комитете города. Профильный вице-губернатор Николай Бондаренко предложил выжигать неугодные надписи с помощью газовых горелок, а администрациям районов поручили разработать конкретный план по ликвидации незаконных объявлений на асфальте.

Казалось бы – чем плох такой план? В первую очередь исполнением. Как пояснила «Вечёрке» депутат Законодательного собрания города Марина Шишкина, давно уже борющаяся с любой незаконной рекламой, беда в том, что у нас нет конкретных положений, которые регулировали бы этот вопрос.

Дело в том, что надписи, которые наносят с помощью трафарета и баллончика с краской на асфальт, столбы и стены домов, не относятся к наружной рекламе, поскольку она располагается на специальных «рекламных конструкциях», а дорогу таковой считать нельзя.

Если объявление размещено на историческом памятнике, охраняемом объекте, подземном переходе или проезжей части, его автор попадает под административную или даже уголовную статью (хулиганство или вандализм). Однако если это просто тротуар, привлечь виновника к ответственности намного сложнее, тем более что для этого нужно доказать его причастность, то есть фактически поймать за руку. Но трафаретчики это прекрасно понимают и обычно работают по ночам.

Следовательно, основные методы борьбы с ними сводятся к устранению последствий, а не причин. Однако ответственность за чистку такой рекламы тоже ни на ком конкретно не лежит, и разве что на Невском проспекте можно встретить уборщиц, отмывающих асфальт от «любви» с помощью растворителей.

– Реклама на асфальте недопустима. Она не только некрасива, но и пропагандирует незаконную деятельность. И главный вопрос в том, кто за это отвечает, – сказала Марина Шишкина. – По нашей просьбе комитет по благоустройству взял эту проблему под свой надзор, но хотелось бы более действенных мер – внесения в соответствующие документы, например в «Правила благоустройства».

К слову, благодаря многочисленным обращениям депутата удаление объявлений с дорожных покрытий было включено в технологический регламент уборки автомобильных дорог общего пользования. А во время слушаний по проекту «Правил благоустройства» Марина Шишкина предложила добавить в работы по благоустройству пункт «ликвидация незаконных надписей».

– Может быть, несанкционированная реклама и не влияет на безопасность передвижения пешеходов, но она совершенно точно портит облик нашего города, – уверена законодатель.

АВТОДОЗВОН РЕШИТ ПРОБЛЕМУ

Как показывает опыт других городов, один из действенных способов победить трафаретную рекламу – автодозвон. Создается телефонная база, куда граждане и активисты сами вносят номера, указанные в объявлениях. И по этим номерам с помощью специальной программы каждые несколько минут совершаются звонки, из-за чего потенциальные заказчики услуги физически дозвониться не могут. Через определенное время компания понимает безвыходность ситуации и перестает размещать объявления.

В Петербурге речь о внедрении такой системы ведется уже давно. Еще год назад в Смольном по указу губернатора была создана рабочая группа для разработки этой идеи. Над ней работали сразу три комитета (по информатизации и связи, печати и рекламе и по вопросам законности и правопорядка), но к лету чиновники вынесли вердикт: подобная программа обойдется городу в 11 миллионов рублей, а таких денег пока нет.

Как рассказал «Вечёрке» глава «Красивого Петербурга» Красимир Врански, активисты движения, узнав о нехватке денег, сами написали программу автодозвона и готовы подарить ее городу, если Смольный согласится на это.

– Мы ее опробовали. В тестовом режиме наше автоинформирование работает уже около двух месяцев, – рассказал градозащитник. – Но поскольку телефонные звонки сами по себе не так дешево стоят, наш автодозвон пока работает на пожертвования. На прошлой неделе мы отправили обращение в комитет по информатизации и связи с предложением отдать им программу.

Сейчас мы готовим для комитета подробное описание ее работы, и затем там будет принято решение, внедрять ее или нет.

С одной стороны, мера хорошая и уже зарекомендовала себя в других городах, но есть опасения, что такой программой некоторые люди могут воспользоваться для сведения личных счетов. Например, внести в список автодозвона телефон своего конкурента или просто пошутить над кем-то.

– Чтобы не было подобных случаев, мы предлагаем не просто писать в базе номер телефона, а размещать там фото самого объявления, – поясняет Красимир.

Что же касается выжигания надписей – по мнению активиста, это не лучший вариант, поскольку после таких операций на асфальте остаются некрасивые следы. А на трубах, например, этот способ вообще использовать нельзя, потому что огонь будет разрушать не только рекламу, но и слой защитной краски.

– Насколько я знаю, уже второй год город выделяет деньги на борьбу с последствиями незаконной рекламы, но намного эффективнее будет справиться с ее причинами, – уверен Красимир. – По нашим подсчетам, в квитанциях на квартплату уже заложена сумма, необходимая для устранения объявлений.

В год очистка фасада обходится дому в среднем в 10 – 20 тысяч рублей. Отдельно «Ленэнерго» выделяет почти 10 миллионов на то, чтобы очищать свои столбы от листков и надписей.