Проект НЕРАВНОДУШНЫЕ

Татьяна Кобзарь: «Старики – это дети государства»

Мы продолжаем серию интервью с обычными, казалось бы, петербуржцами, с теми, кто, оказываясь в трудных жизненных ситуациях, не только не теряет веру, надежду и любовь, но и готов помогать тем, кому тяжелее. Сегодня в рамках проекта «Неравнодушные» мы публикуем интервью с Татьяной Николаевной Кобзарь, помощником президента Благотворительного Фонда "Вера Надежда Любовь" Юлии Владимировны Белоусовой. Татьяна Николаевна задумала организовать в Приморском районе школу добровольной помощи для людей третьего возраста.

Проект НЕРАВНОДУШНЫЕ

Татьяна Николаевна, как ни странно, в России к благотворительности отношение неоднозначно положительное. Как вы думаете, с чем это связано?

Это связано с тем, что те, кто хотел бы благотворить, не уверен, что его вклад дойдет до цели: многие имели не очень хороший опыт, сталкивались с непорядочностью. Кроме того, был упразднен закон, дающий льготы благотворителям, и какой-то процент желающих бескорыстно помогать отпал, не имея стимула от государства. Но у меня есть надежда, что ситуация изменится.

Важно, что благотворительность в России имеет корни, это присуще нам. А значит, ситуацию можно изменить к лучшему. Надо тем, кто является носителем этого блага, пропагандировать ценность благотворительности. И, конечно, важно рассказывать об исторических фактах благотворительности, которых множество. Мы и сегодня пользуемся плодами тех, кто в прошлом веке понимал, что жить надо не только для себя и своего комфорта, а инвестировать в будущее.

Как вы оцениваете отношение к пожилым в нашей стране?

Старики – это дети государства, это большие, часто беспомощные, дети. Государство относится к ним плохо, казенно, формально: стариков у нас не любят, их просто терпят. Проблемы старости запущены, не профилактируются, а кое-как решаются по факту, когда люди уже разочарованы и обижены унижающим человеческое достоинство отношением к ним не только государства, общества, но и собственных детей. Специалистов гериатрии (гериатрия /от др.-греч. γέρων — старик и ἰατρεία — лечение/ — частный раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста – ред.) практически не готовят в медицинских вузах. Как следствие - люди боятся стареть в нашей стране, а Россия занимает первое место по суицидам среди пожилых людей.

На западе политики понимают, что старшее поколение – это 60% электората, и каждый старается обязательно что-то улучшить для них. У нас тоже понимают, что это электорат, и просто используют его.

Плохо к старшему поколению относятся и государство, и общество и семья. Поэтому положение надо исправлять комплексно: изменяя законы, поддерживая проекты, направленные на изменение менталитета общества. Важно утверждать ценность личности, невзирая на возраст человека и его физические возможности. Во все времена моральная зрелость общества определялась отношением к двум наиболее уязвимым категориям: к детям и старикам, то есть к прошлому и будущему.

Вы являетесь автором проекта для пожилых – Школы добровольной помощи для людей третьего возраста и старше. Расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.

Сегодня в нашей стране каждый пятый в статусе пожилого. Возможностей у них для самореализации становится все меньше, а потенциал еще не растрачен. Многие люди, выходя на пенсию, думают, что теперь всё их существование будет сводиться к посещению районной поликлиники, аптеки и магазина. Они не знают, чем себя занять, потому что привыкли большую часть своей жизни проводить на работе. А бывшие коллеги им звонят все реже и реже… И вот тогда в общем-то еще полные жизни и сил люди впадают в депрессию, приходят к выводу, что их нормальная полноценная жизнь на этом закончилась и никому они теперь не нужны.

Для таких вот людей мы и задумали школу третьего возраста. Это проект, призванный помогать пожилым людям преодолевать их социально-психологические проблемы. Мы надеемся, что проект поможет пожилым людям победить чувство отверженности, изолированности от жизни общества, гармонизировать отношения с семьей и социумом. Продлит их социальную и общественную активность. Мы хотим, чтобы проект сплотил пожилых людей в преодолении их возрастных проблем. Многих из них, уверена, могла бы поддержать волонтерская работа, курирование еще более пожилых, тех, кому тяжелее, чем они.

Задумок у нас много, и в самое ближайшее время мы вместе с Мариной Анатольевной Шишкиной и ее командой намерены начать реализацию этого проекта в Приморском районе.

Какие законодательные инициативы для решения проблем пожилых вы считаете первостепенными?

Конкретные законопроекты пока не могу предложить, но думаю, что инициативы рождаются из проблем. Сегодня проблемы пожилого поколения нельзя решить только законодательно. Но пусть законодатели используют пример европейских или скандинавских стран – там есть готовые решения, а проблемы похожи. Я уверена, что надо начинать с изменения мышления и сознания общества. Старость не болезнь, к этому возрасту стремится жизнь каждого. Надо готовиться к такому периоду жизни заранее. Для этого должны быть созданы школы, центры, клубы и проекты на уровне страны. Старость должна стать в радость! Это просто еще один период жизни, как время года, которое обязательно придет. Как раз это и есть идея проекта – подготовить людей правильно стареть, то есть входить в следующее время их жизни без страха.