Точка зрения. Марина Шишкина о российских законах и правовом нигилизме (100 ТВ)

 

 

    «Широки натуры русские. Нашей правды идеал.

    Не влезает в формы узкие юридических начал».

Этот стишок, написанный в середине 19 века не очень известным сегодня поэтом Борисом Алмазовым, вряд ли бы помнили так долго, если бы не отражал он сермяжную правду русского человека. Для него, как известно,  «закон не писан». Мол, ну не такая мы нация, как, например, немцы или законопослушные японцы. И живем поэтому хреново, что нашей русской душе тесно в кандалах закона. Ведь как в народе говорится: «На Руси всегда правили люди, а не законы».

 

Мне же кажется, дело не только в людях. Сами посудите: можно ли наши законы исполнять, если они меняются со скоростью, невозможной для их понимания. Возьмите новейшую историю страны. ЕГЭ и правила его сдачи меняли три раза. Переход на зимнее время – дважды. Сначала рекламу пива на стадионахзапретили, сейчас снова реабилитировали и на стадионы вернули. Законы принимаются чуть ли не по каждому бытовому вопросу. И, конечно же, не выполняются. Вы верите, что курильщиков штрафуют за курение в общественных местах – естественно, нет. Потому что это физически невозможно делать рядом с каждой остановкой. А наказывают ли тех, кто за своей собачкой на прогулках не убирает? А закон о комендантском часе для детей до 18 лет работает? Часто видите ли вы работников администраций, контролирующих общественный транспорт после 10 часов вечера?  А верите ли вы, что вам железно никто не продаст алкоголь  в ночное время? Как говорится, было бы желание

 

С моей точки зрения, это и развращает россиянина и формирует такую среду, которую специалисты называют правовым нигилизмом. Когда он знает, чтоза правонарушением не следует наказания, его вера в силу закона падает до такого уровня, что он вообще не учитывает его в своей дальнейшей жизни.

 

А еще наш гражданин знает, что это только одним нельзя нарушать, а другим можно. И неуважение к праву, в самом деле, идет сверху, от власти предержащих.Он знает, что закон имеет силу избирательную. А, как говорили римские юристы: «Бессмысленны законы в безнравственной стране, -  и добавляли, -бездействующий закон хуже отсутствующего».

 

Поэтому не в особой русской душе тут дело. И ничем мы, россияне, от соседей по Европе не отличаемся. Ведь согласитесь, когда мы приезжаем туда, к ним, мы ведем себя совершенно по-другому. Потому что знаем, там, за рубежом, не будет ни свата, ни брата, и никакие корочки не помогут преступить закон.