Точка зрения. Марина Шишкина о том, почему петербуржцы могли бы любить Невский проспект еще больше.

Наша центральная улица далеко не всегда была такой шумной и стремительной. Еще до второй половины 19 века она была засажена липами и в бытовой речи именовалась бульваром. Начиная с двух часов дня, там начинался променад: на улицу выходили люди из высшего общества.

 

Наша центральная улица далеко не всегда была такой шумной и стремительной. Еще до второй половины 19 века она была засажена липами и в бытовой речи именовалась бульваром. Начиная с двух часов
дня, там начинался променад: на улицу выходили люди из высшего общества.

Помните, как писал Пушкин: «Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе». Вот-вот - именно простор, отсутствие шума и гари, возрождение парка –   эти аргументы приводят сторонники превращения
части Невского проспекта в пешеходную зону.   Точнее,   в полупешеходную. По их мнению, движение  можно оставить только для общественного транспорта и местных жителей, все остальное - отдать
людям. Противники считают эту   идею нереальной: а вдруг город встанет в транспортном коллапсе, и люди в пробках   проклянут и авторов идеи и все на свете. Некоторые историки побаиваются, что ноу-хау испортит «строгий, стройный вид» Невского. Ведь   классический Петербург не предполагает никакого одомашнивания, никаких бульваров. Обе стороны объединяет недоверие к тем, кто вдруг эту идею начнет реализовывать: поскольку наши чиновники в состоянии испортить любое благое дело.

С моей обывательской   точки зрения, люди все-таки важнее автомобилей. И сегодняшний Невский с закопченными фасадами и мчащимися машинами людям не очень рад. Никому –   ни местным жителям, живущим с запаянными окнами, ни туристам, которые не имеют   возможности спокойно постоять, задрав голову,   и поизучать   местную   архитектуру.
Или просто прогуляться . Или просто подышать. И   есть у   меня подозрение, что сохранение Невского в
качестве транспортной магистрали ситуацию с пробками не разрешит и возлагать на него ответственность за городской транспортный коллапс было бы несправедливо. Проблему решать надо другим путем: организацией парковок и развязок, завершением строительства ЗСД и других городских
долгостроев. А еще тем, чтобы не перекрывать внезапно петербургские улицы на внеплановые ремонты.

Когда в Копенгагене отдавали пешеходам одну из центральных улиц столицы -   Стреген, противников было тоже больше. Сегодня эта зона составляет 10 гектаров и является одной из любимых достопримечательностей страны. Людям, а не машинам,   отдана центральная площадь Нью-Йорка – Таймс сквер, Трафальгарская площадь в Лондоне, практически весь центр Братиславы и целый город Брюгге.
Десятки европейских столиц   освобождают исторический центр от последствий цивилизации, не боясь при этом быть обвиненными в нарушении архитектурной памяти.

Гоголь как-то писал: «Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!»
Может быть, мы не оскорбим память предков, отдав часть нашего Невского горожанам?