Точка зрения Марины Шишкиной на ситуацию в российской экономике

 Нефть падает, инфляция растет, социальные программы сокращаются, количество импортного мяса тоже. Что делать? Думают министры, депутаты и их помощники. Я удивляюсь. Ну а вот как же живут другие страны, где нет ни нефти, ни газа – а одни, например, леса и озера. И почему не они к нам, а мы к ним за продуктами и моющими средствами ездим? Может, не только санкции виноваты, а, как говорил классик, в филармонии надо что-то поправить. Например, музыкантов толковых найти и на нужные места расставить. Иначе говоря, кадровую политику  в оркестре поменять.

​В нашем же оркестре, точнее, в государстве, почему-то кадры подбирают не по принципу «что ты можешь?», а по принципу «чей ты?» Свой или чужой? Предан ли душой и телом? Еще важно, чтобы, например, вместе когда-то служили, ходили в разведку или хобби общее имеете. И если вдруг при этом в дипломе у тебявообще другая специальность – это неважно. Важно в узкий круг впустить своих, проверенных.

​В науке есть такой термин «непотизм». Означает он процесс раздачи римскими папами  доходных должностей своим родственникам и знакомым.Средние века давно прошли, а вот принципы кадровой политики остались. И сколько бы мы ни создавали «золотых» сотен и тысяч кадрового резерва, экономике от этого лучше не становится. Вот посмотрите: разрушили мы систему профтехобразования и перестали учить рабочим специальностям – а потом удивляемся, что у нас кровли кроют одни гастарбайтеры из Средней Азии. На стройке – одни мигранты, в ЖКХ – опять же они, торговля и общепит – то же самое. Дешевая рабочая сила – «доширак», как стали говорить в народе.

​Но и это еще не все. На ключевые  позиции стали попадать не профессионалы, а так называемые «эффективные менеджеры». Словосочетаниеэто появилось лет 10 назад, и, по моему разумению, означает такого работника, которому абсолютно все равно чем руководить – оркестром или рыболовецкимсовхозом. С таким руководителем люди просто перестают отвечать за результат –безопаснее становится ничего не делать, чем инициативу проявлять.

​Грибоедовский Фамусов говорил так: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки». «Радение родному человечку» - под таким девизом строилась кадровая политика  Павла Афанасьевича.  

​И сегодня узкий круг своих не сдает – это главный принцип нового менеджмента. Вот, к примеру, нам по телевизору рассказывают про чудовищные казнокрадства министра С. Мы верим, ждем возмездия, но увы. Министр амнистирован, возмездие не наступило. После чего задаешь себе вопрос: а что это было? И можем ли мы после этого верить представителям власти?

​Будет ли хорошо играть оркестр, где скрипач никогда не держал в руках скрипку, а пианист не знает нот? Пусть хоть сто раз они знакомы и перезнакомы –их ждет фиаско. Только вот не знаю, сможем ли мы еще что-то в филармонии успеть поправить?