О необходимости введения запрета на прием лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства в Дом для престарелых и инвалидов № 1, расположенный по адресу: Поклонногорская ул., д. 52

О необходимости введения запрета на прием лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства в Дом для престарелых и инвалидов № 1, расположенный по адресу: Поклонногорская ул., д. 52

Запрос

депутата ЗС Шишкиной Марины Анатольевны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 9 февраля 2012 года № 201012-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

В Приморском районе Санкт-Петербурга по адресу: Поклонногорская ул., д. 52 расположен крупнейший в Северо­Западном регионе Дом для престарелых и инвалидов № 1 (далее - ДИПИ).

Из 316­ти проживающих в ДИПИ около 70 человек - жители блокадного Ленинграда, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла; 85 человек – инвалиды-«колясочники». Вторую половину составляют лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также лица ранее без определенного места жительства. Большинство из них страдают алкоголизмом, венерическими заболеваниями, ВИЧ­инфекциями и утратили способность к социальной адаптации. Из­за доминирующей активной позиции именно этой категории граждан в Доме престарелых жители блокадного Ленинграда, участники войны находятся в постоянной стрессовой ситуации, под гнётом «дедовщины».

На территории ДИПИ произошло убийство. В течение января 2012 года было зафиксировано два покушения на убийство лицом, ранее привлеченным к уголовной ответственности по тому же основанию.

В зоне досягаемости ДИПИ функционируют магазины по продаже спиртного, основные «клиенты» которых - жители Дома престарелых.

Дом стал центром социального напряжения и объектом пристального внимания средств массовой информации.

Данные факты позволяют сделать следующие выводы.

Во-­первых, при принятии решения о направлении граждан в ДИПИ нарушается Приказ Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга № 60 от 17 апреля 2006 года, согласно которому размещению в доме престарелых подлежат только лица, утратившие частично или полностью способность к самообслуживанию в быту. Практика показывает, что в ДИПИ попадают граждане, не подпадающие под указанное требование. Кроме того, в нарушение пункта 2.1. указанного приказа фактически отсутствует медицинское освидетельствование на наличие венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Не исследуется вопрос о предшествующем привлечении к уголовной ответственности и исполнении наказания в виде нахождения в местах лишения свободы.

Во-­вторых, отсутствует законодательный запрет на продажу алкоголя вблизи объектов социального обслуживания населения.

На основании изложенного прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1) Разделяете ли Вы позицию, согласно которой Санкт-Петербург нуждается в специальном интернате для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к ответственности за нарушение общественного порядка и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством? Если да, то в какие сроки Правительство Санкт-Петербурга планирует построить такой специнтернат?

2) Считаете ли Вы необходимым запретить прием в Дом для престарелых и инвалидов № 1, изначально созданный для социального обслуживания инвалидов и одиноких пенсионеров, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства?

3) Считаете ли Вы необходимым законодательно запретить продажу алкогольной продукции на территориях, примыкающих к стационарным учреждениям социального обслуживания населения Санкт-Петербурга (к которым относится и ДИПИ)? Для этого необходимо внести изменения в Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2007 № 385-71 «О порядке определения в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции».

Ответ

вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанской Ольги Александровны
депутату ЗС Шишкиной М. А.
от 13 марта 2012 года № 201012-3

Уважаемая Марина Анатольевна!

Рассмотрев по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко Ваш запрос от 09.02.2012 № 201012-3 по вопросу деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1» (далее - ДИПИ №1), находящегося в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), сообщаю следующее.

В ДИПИ № 1 проживает 317 человек, в том числе 94 - бывшие граждане без определенного места жительства, нуждающиеся в постороннем постоянном уходе.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Положением о порядке, условиях приема, перевода и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из государственных стационарных учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденным приказом Комитета от 17.04.2006 № 60, в дома общего типа принимаются граждане пенсионного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалиды I и II групп старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию в быту и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, не имеющие психических отклонений. Никаких ограничений к приему в дома-интернаты граждан, являющихся лицами без определенного места жительства, и ранее судимых действующим законодательством не предусмотрено.

Решение о помещении гражданина на стационарное социальное обслуживание принимается на основании личного заявления гражданина, заключения районного отдела социальной защиты населения и обязательного медицинского заключения (медицинская карта) органов здравоохранения о состоянии здоровья гражданина. До поступления гражданина в стационарное учреждение медицинские сведения в обязательном порядке проверяются медицинской службой учреждения на наличие у гражданина медицинских показаний или противопоказаний к поступлению в учреждение. Заключение нарколога не является обязательным, оно может быть дополнительно затребовано специалистами медицинской службы учреждения.

Необходимо отметить, что в последние годы в ДИПИ № 1 отмечается тенденция увеличения доли граждан без определенного места жительства, нуждающихся в постороннем постоянном уходе (в том числе, освобожденных из мест лишения свободы). Присутствие граждан этой категории вызывает определенные проблемы.

При выявлении фактов противоправных действий граждан, проживающих в учреждении, администрацией ДИПИ № 1 вызываются сотрудники правоохранительных органов.

В целях урегулирования ситуации и снятия напряженности остальным проживающим в ДИПИ № 1 была предоставлена возможность переезда в Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для ветеранов войны и труда «Красная Звезда», однако 47 человек отказались от этого предложения.

Проблемы функционирования и актуальные вопросы развития домов общего типа поднимались и обсуждались неоднократно на различных уровнях. Решение указанных проблем возможно путем создания для граждан без определенного места жительства, нуждающихся в постороннем постоянном уходе (в том числе, освобожденных из мест лишения свободы) отдельных стационарных учреждений социального обслуживания. Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Государственными Стандартами социального обслуживания предусмотрен такой тип учреждений для лиц указанных категорий, не имеющих заболеваний психиатрического профиля - специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы.

В Санкт-Петербурге с 1999 года для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, функционирует Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» (далее - Специнтернат) на 54 места по адресу: пос.Усть­Ижора, Шлиссельбургское шоссе, д.253.

В Специнтернат принимаются (направляются) граждане пенсионного возраста и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию в быту и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, без психических нарушений, из числа:

граждан, освобожденных из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор;

граждан, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

граждан, систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения общего типа.

В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется настоятельная потребность в расширении сети домов общего типа для проживания граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также создания учреждений, аналогичных Специнтернату.

Учитывая изложенное, распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22.03.2011 № 67 утверждена «Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Санкт-Петербурге до 2020 года» (далее - перспективная схема).

Перспективной схемой предусмотрено строительство двух домов общего типа и дополнительного корпуса на территории ДИПИ №1 для граждан пенсионного возраста и инвалидов. Для обслуживания граждан без определенного места жительства, нуждающихся в постороннем постоянном уходе (в том числе, освобожденных из мест лишения свободы) запланировано строительство государственных учреждений, подобных Специнтернату, в пос.Понтонный (на 100 мест) и на проспекте Непокоренных (на 200 мест).

В целях снятия социальной напряженности и повышения качества жизни граждан, проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, полагаю возможным поддержать Вашу инициативу по внесению изменений в Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2007 № 385-71 «О порядке определения в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема ютовой продукции» в части запрета продажи алкогольной продукции на территориях, примыкающих к стационарным учреждениям социального обслуживания.