Точка зрения Марины Шишкиной на подорожание продуктов. Tелеканал «100 ТВ»

​Россияне привыкают к новым ценам. Причем, как всегда бывает  в кризис, что-то дорожает плавно, а  некоторые цены, ну на самые банальные продукты, приводят в ужас. Например, морковка  по 300 рублей или парниковые огурцы по 400. Людивыкладывает в интернете фотографии с заоблачными ценниками, удивляясь: что-то еще будет? А в народе гуляет анекдот: «Бензин дорожает, рубль дешевеет, хорошо, хоть зарплата стабильной остается».

Правительство активно  борется со спекулянтами и перекупщиками. Работники прокуратуры проводят рейды по магазинам и точкам общепита, обещая народу стабильные цены хотя бы на гречку, морковку и вообще товары первой необходимости. Я же задаю себе вопрос : а можно этими рейдами и показательными порками решить проблему доступного продовольствия в стране, которая считает свою экономику рыночной? Да еще в условиях, когда иссякает многолетний источник доходов в казну – за проданную нефть?

​Аккурат 100 назад идея введения твердых цен  на продовольствие тоже занимала умы правительственных мужей. Прежде всего лидера черносотенцев графа Алексея Николаевича Хвостова, назначенного министром внутренних дел Российской империи. Под его руководством было создано два комитета: по борьбе с немецким засильем и дороговизной товаров первого спроса. И в росте цен объявили виноватыми немецкие агентов, спекулянтов и провокаторов. Продержались новые комитеты ровно полгода, дороговизну так и не победив. ​Граф Хвостов публично признал, что пока «полиция ловит на рынке бабу, торгующую селедкой, подлинные виновники происходящего находятся в стороне».

​Может быть, это актуально и сегодня? Заставляя продавца снижать цены, давайте все-таки уменьшим и его издержки. На аренду, на старые и новые налоги, на банковские ставки. На все то, что заставит его опустить цены естественным путем, потому что именно он в первую очередь заинтересован в том, чтоб продать свой товар.

​Давайте честно скажем, что новые цены в магазинах – это результат того, что многие годы поддерживали ритейлы и монополии, оптовых продавцов и перекупщиков в ущерб розничным. Это результат загубленного малого бизнеса и фермерского хозяйства, отсутствия настоящей здоровой конкуренции, без поборов со стороны контролеров разного уровня. Рейдами и проверками можно только запугать и закошмарить, от этого огурцов и винограда в стране больше не станет.

​А еще надо честно признать, что наши санкции, запретившие ввоз из США и Европы молока, мяса и других продуктов, ударили прежде всего по нам самим. Сработали как детская страшилка: «назло маме отморожу уши». Потому что вызвали дефицит, а за ним естественную реакцию – рост цен.

​В мире по-разному борются с дороговизной. Например, на Кубе выдают карточки на минимум продовольствия. А в Венесуэле в прошлом году армия просто заняла магазины и заставила продавать товар за 10% от реальной цены. Может, мы (хотя бы в порядке исключения) научимся на чужих граблях?